Запуганные дети

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама — почти весь мир, для дошкольника — важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание — довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться — к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то…» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному — держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело — учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое — учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения — он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

«Сдам в детдом», «бог накажет», «цыгане заберут»: истории о том, как запугивание калечит жизнь ребенка

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Что стоит за запугиванием детей: забота, жажда манипулировать зависимым человеком или неумение воспитывать этих самых детей? Мы разберем по полочкам и расскажем, почему нельзя запугивать детишек, даже в воспитательных целях.

«Если не будешь слушаться – придет дядя полицейский и посадит тебя в тюрьму», «Будешь далеко от меня отходить – тебя украдут цыгане», «Не будешь делать, как говорю – я покончу с собой» и многие другие способы вырастить неврастеника, расиста или даже подвергнуть свое чадо смертельной опасности.

Чем нас пугали в детстве?

Не так страшна бабайка из-под кровати, как родитель, который об этой бабайке расскажет в подробностях. Эта простая и прописная истина приходит к нам с возрастом и с опытом, когда родителям уже как-то неловко предъявить за неправильное воспитание и боязнь цыган.

История детских пугалок

Бугимен, бабай, эль-кукуй, Баба-Яга или Серенький Волчок – это фольклорные пугалки, которыми пугали непослушных детишек наши предки. Страх является довольно мощным инструментом, который работал ранее, во времена наших пра-пра-пра-пра-прабабушек. В происхождении всякой домашней, лесной или любой другой нечисти можно найти предостережение нерадивым гражданам:

  • Домовой будет пугать и тягать за волосы нечистоплотную хозяйку (жилье нужно держать в чистоте).
  • Полуденница даст по башке тому, кто работает на поле в полдень (солнечный удар).
  • Русалка утащит в болото того, кто будет ходить на «плохое место купаться» (в некоторых водоемах можно утонуть на раз-два).
  • Лешиха утащит малыша и оставит взамен подменыша той маме, которая не следит за ребенком (вывод очевиден – следи за своим чадом).
  • Некрещеный ребенок непременно станет игошей (сомнительная пугалка, завлекающая народ в ласковые объятия церкви).

Для деток же были свои бабайки, бабки-ежки, ведьмы и всевозможные сказочные чудовища, и это носило вполне практичный (в сознании необразованных предков) характер: не ходи в густой-густой лес, а не то ты там заблудишься, не ходи с незнакомцами куда попало.

Чем пугают детей сейчас

Поздравляем! Вы родились в современное (и относительно современное) время: у нас с вами есть вакцины, смартфоны, Интернет и даже возможность получить образование. И хотя современным мамам не нужно пугать малышей эль-кукуями и всякого рода шайтанами, они продолжают этим заниматься с завидной регулярностью.

Запугивание ребенка: взгляд сверху

Порой чрезмерно любящий родитель может запугать похлеще колектора или безумного проповедника. Почему так происходит?

  • Бабушки бабайкой пугали и нам завещали.
  • Нет времени или желания объяснять ребенку что-либо.
  • Самый легкий путь.

Большинство родителей чаще всего понятия не имеют, что делать с ребенком и как его воспитывать, чтобы не вырастить следующего Чикатило. Ребенок открывает рот и начинает капризничать, как только научится ходить – бегает вокруг да около, сеет хаос и разрушения и в целом напоминает татарскую орду в броуновском движении, если достаточно долгое время наблюдать.

Как справиться с маленьким человеком, который больше напоминает злобного гремлина? «Родители года» знают ответ: конечно же, запугать его, чтоб писался от ужаса! Читать вместо сказки на ночь Лавкрафта нет времени, а действовать надо немедленно, и отсюда появляются все эти страшилки вроде:

  • «Я тебя оставлю на улице, и тебя заберет злая тетя».
  • «Дядя полицейский тебя заберет в тюрьму».
  • «Тетя врач сейчас всего тебя иголками утыкает, так будет делать уколы».
  • «Видишь цыганку? Сейчас она тебя украдет!»

Запугать ребенка довольно легко. Он ведь не скажет «Мать, если ты меня оставишь на улице, то тебя заберет дядя полицейский в СИЗО», так что это работает. Но что скрывается за желанием воспитать ребенка?

Запугивание ребенка: взгляд снизу

Итак, ты выдала искрометную фразу: «Если ты не будешь слушаться, я отдам тебя в детдом!». Что же чувствует твой ребенок? Ничего хорошего.

Дети очень сильно связаны с родителями и особенно – с мамами. Когда малыша отвергает самый близкий человек (а запугивания ребенок чаще всего расшифровывает как отвержение), он теряет чувство безопасности. Если самые близкие отвергают, ребенок не понимает, куда ему идти, что делать и он отчаянно пытается угодить родителям. В глазах ребенка родитель всегда прав и уже в раннем возрасте у малыша в голове появляется навязчивое чувство вины, которое они проносят сквозь всю жизнь.

Видимость послушания обычно действует на родителя как сигнал к тому, что запугивания действуют и постепенно это перерастает в норму, и приводит к страшным последствиям для психики малыша или подростка, которые аукаются ему даже во взрослом возрасте.

Запугивания врачами или полицейскими могут даже повлечь за собой опасность для жизни малыша.

Ни о каком радостном посещении больницы и речи быть не может: ребенок знает, что в больнице сидят злые дяди и тети, которые непременно будут колоть его иголками. В дальнейшем некоторые детки могут начать врать о своем самочувствии, чтобы только избежать посещения больницы.

Опаснее всего – запуганный полицейскими ребенок. Если маменька с рождения грозит чаду жандармерией и застенками, он никогда не попросит о помощи полицейского и не станет бежать к нему, если, к примеру, потеряется. Куда он пойдет, если не к полиции, и что с ним станется – додумай сама.

Все, без исключения, пугалки – токсичны! Ребенок не понимает концепции черного юмора, беспрекословно верит в то, что говорят родители, потому что, на минуточку, вы – единственный источник информации для него.

Что происходит дальше, когда запугивания переходят в норму? Ситуация развивается по таким сценариям:

  1. ребенок верит в то, что если он не будет «удобным» с ним будут происходить ужасные вещи;
  2. ребенок раскусывает ложь родителей, и они для него больше не авторитет;
  3. ребенок внушает себе, что его не любят и что родители желают ему только зла, о доверии можно забыть.

Последствия запугивания детей:

  • страх потери, одиночества и чувство беззащитности;
  • безвольность и бесхарактерность, неумение принимать решения самостоятельно;
  • неуверенность в себе;
  • постоянный страх наказания за что-либо;
  • постоянное чувство вины за все вокруг;
  • неспособность построить доверительные отношения;
  • нежелание и неспособность завести здоровую семью.

Также напоминаем тебе, что запугивания – это психологическое насилие, а психологическое насилие над ребенком равняется домашнему насилию. Ты хочешь быть хорошей мамой или домашним тираном? Выбор только за тобой.

Маленькие дети очень впечатлительны и ранимы. И более подвержены различным страхам, чем младшие школьники или подростки. Не допустить развития у своих детей чувства испуга – одна из главных задач их родителей. Достаточно часто у маленьких детей изменяется поведение – они чаще плачут, неоднократно просыпаются по ночам, становятся капризными и постоянно просятся на руки. Скорее всего, все вышеперечисленное является признаками испуга у малышей. Медики не считают испуг отдельным заболеванием, а относят его одним из проявлений детского невроза.

Как определить испуг у ребенка

Конечно, чувство страха присуще любому человеку, а дети подвержены ему гораздо в большей степени в силу своего юного возраста. И трудно сказать заранее, что может напугать двухлетнего малыша – небольшая собака, пробежавшая мимо на улице, прохожие, разговаривающие на повышенных тонах, или что-то увиденное по телевизору. Вполне возможно, что чувство страха – это своеобразная защитная реакция организма. Однако последствия этого чувства для детей могут быть самыми непредсказуемыми.

Малыш может прекратить разговаривать, постоянно плакать по ночам, ложиться спать только с мамой или просить оставить горящим ночник. Подобные вещи должны насторожить родителей – ведь не всегда детские страхи проходят по мере взросления малыша. И очень часто испуг малыша в будущем может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, станет менее общительным и более нервозным, у него возникнут проблемы со сном, а детские страхи могут перерасти в фобии. Очень часто такие дети под воздействием страха начинают заикаться или вообще прекращают разговаривать.

Обычно здоровый ребенок имеет прекрасный аппетит, он бодр, весел и активен, поэтому и ночной сон у него всегда крепкий.

Причины детских испугов

Часто, сами того не замечая, родители могут создавать предпосылки к возникновению детских страхов. «Если не будешь спать, тебя заберет бабай» или «Если будешь убегать от мамы, тебя украдут цыгане» и таких устрашающих баек может быть сколько угодно. С одной стороны, мама или папа пытаются подобным образом воспитывать свое чадо, прививая ему хорошие манеры, правила хорошего тона, учат вести себя, а с другой – запугивают малыша. Когда ребенок оказывается в какой-то новой для себя фантазийной ситуации, он может напридумывать ее завершение и детские страхи выползают наружу.

Родители могут закрепить страх своей реакцией на какую-либо ситуацию, которая произошла с ребенком. Например, ребенок упал, порезался, ушибся и другое, а реакция мамы на это событие становится настолько яркой и эмоциональной, что малыш больше пугается ее поведения. В следующий раз, когда с ним случится подобное, он вспомнит реакцию мамы и перепугается своей травмы больше, нежели ее реальных последствий.

Причинами детского испуга могут быть следующие факторы:

  • неожиданные крики или чересчур громкие звуки, возникающие неожиданно для малыша;
  • какие-то животные, которые малышу кажутся огромными, и потому очень страшными;
  • гроза или град могут сильно испугать ребенка, особенно если подобные явления он видит впервые;
  • различные стрессовые ситуации (громкая ругань или драка прохожих на улице, громкая ссора родителей при малыше и т. д.), от подобных инцидентов надо стараться оберегать малышей;
  • не стоит держать детей «в ежовых рукавицах», подобное воспитание также может оказать негативное влияние на их психику.

Малыш спокоен и уверен в себе только тогда, когда он чувствует, что находится под защитой родителей. Когда подобное чувство по каким-то причинам у малыша временно отсутствует – тут и начинают возникать различные страхи. С возрастом ребенок научится контролировать свои страхи, в этом ему обязательно должны помочь окружающие – объяснять, почему не надо бояться собак или грозу, стараться уводить ребенка от шумных кампаний и т. д.

Если кроха оказался в какой-то новой для себя ситуации, или месте, а котором его не предупредили (например, привели к стоматологу, но не предупредили, что врач может лечить зуб страшной бормашиной), ребенок может испугаться настолько, что в следующий раз подобный поход вряд ли завершиться хорошо. Правильнее будет рассказать детям, что их ждет в том или ином месте, даже если предполагаются только позитивные эмоции.

Способы лечения детских испугов

Если специалист подтвердит опасения матери и поставит диагноз ребенку именно «испуг», то он же и поможет быстрее избавить малыша от подобного нарушения психики. Чувство страха пагубно влияет на неокрепшую психику растущего организма детей, не дает им возможности спокойно расти и развиваться.

Часто спокойная обстановка в доме, обращение к ребенку только в спокойных тонах, разговоры с малышом о том, что его беспокоит или страшит, помогают детям преодолеть свой испуг. В этом случае нет необходимости в приеме успокаивающих лекарственных препаратов.

Если же подобная родительская «психотерапия» не помогает, то врач назначает соответствующее лечение. Обычно при испуге врач выписывает седативные лекарственные препараты, которые будут успокаивающе действовать на организм малыша. Кроме того, ему могут помочь некоторые гомеопатические средства, которые также может рекомендовать только специалист. При необходимости (если другие средства не помогают, или помогают слабо) с такими детьми проводят сеансы гипноза. Количество таких сеансов зависит от того, как быстро ребенок приходит в норму. С помощью гипноза опытный специалист выясняет причину детских страхов и избавляет от них больного методом внушения (либо какими-то другими, не менее эффективными способами).

Народные средства при борьбе с последствиями детских испугов

Обычно малыша, у которого возник испуг, везут к «бабушкам». Эти женщины, кстати, являются прекрасными психологами. Они «заговаривают» малыша с помощью сырых яиц, которые катают по телу ребенка сначала в районе солнечного сплетения, потом по затылку. Подобные процедуры обязательно сопровождаются прочтением вполголоса молитв и заговоров. Такая процедура успокаивает малыша, особенно когда ему говорят, что когда сырое яйцо после процедуры разобьют, то страх покинет его тело.

Если испуг проявляется у младенцев, то врачи советуют купать их в теплой ванночке с добавлением в воду настоя пустырника и валерианы. В подобном растворе ребенок должен полежать 10 – 15 минут. Подобную процедуру лучше всего делать перед ночным сном грудничка. Такие ванны очень полезны и детям старше 1 года. Подобные ванны можно делать и с добавлением в воду хвойного экстракта. Хорошо снимает нервное напряжение контрастный душ для нижних конечностей. Он позволяет улучшить ток крови в организме, придает энергию малышам.

Детей любого возраста (и даже грудных младенцев) можно поить следующим настоем. Взять 1 часть валерианы, 3 части пустырника и 4 части вереска, засыпать в термос и заварить кипятком (не менее литра). Этот настой должен настояться не менее 60 минут. Грудничкам достаточно давать по десертной ложке такого напитка 2 – 3 раза в день, более старшим детям – по ¼ — 1/3 стакана настоя 2 – 3 раза в день.

В чай детям можно капать 2 – 3 капли спиртового раствора пиона, чтобы вернуть спокойствие ребенку. Еще один настой для спокойствия малышей. 1 столовую ложку валерианы, по 3 столовых ложки пустырника и сушеницы, 4 столовых ложки вереска заваривают в термосе кипятком в количестве 2000 мл на 120 минут. Полученный настой надо пить по ¼ стакана 8 – 9 раз в день.

Можно приготовить отвар из сушеных корней лекарственной крупены. Для этого 15 гр. такого сырья заливают 200 гр. кипятка и кипятят не менее 1/6 часа. Больным детишкам можно пить по 50 гр. отвара перед каждым приемом пищи.

Вместо заключения

Чтобы ребенок смог справиться со своими страхами и ночными кошмарами, необходимо с ним разговаривать о том, что явилось причиной испуга у ребенка. Спокойные объяснения родителей, почему не надо бояться собак или «страшного дядю» из соседнего подъезда, должны дополняться уверениями родителей, что они всегда будут рядом и смогут защитить его. Когда малыши чувствуют любовь и заботу своих пап и мам, они меньше подвержены различным страхам.

Для нормализации работы нервной системы у больных необходимо чаще лепить с ними из пластилина или из глины. Очень хорошо успокаивают нервную систему малышей любые игры с мокрым песком – всевозможные дома и куличики, слепленные малышом в песочнице, или простое просеивание сухого песка через детское сито успокаивают порой малыша не хуже успокаивающих лекарственных препаратов. И не стоит забывать про закаливающие процедуры, пусть малыши чаще бегают босиком по земле и мелким камушкам. Эти процедуры полезны для их здоровья и хорошо расслабляют нервную систему.

Если ребенок умеет говорить, то он обязательно расскажет своей маме, что его напугало. Гораздо труднее понять причину испуга у малышей, которые еще только учатся разговаривать.

Родители должны постоянно сопровождать ребенка рассказами о том, что они вместе будут делать, куда пойдут, и с чем могут столкнуться в том или ином месте.

Некоторые дети настолько чувствительны, что даже не смотря на внешнее спокойствие родителей, они очень эмоционально реагируют на любые события. Это могут быть различные посещения незнакомых мест, прогулки на новых детских площадках, общение с животными и прочее. После таких контактов дети могут плохо засыпать, беспокойно вести себя во время бодрствования, плакать, капризничать и другое.

Также детей обычно направляют к психологу, у которого есть необходимые методики, как помочь избавиться от испуга малышам разных возрастных групп.

Кем родители пугают детей?

Очень часто дети испытывают огромное количество различных страхов, в большинстве безосновательных. Некоторые имеют временный характер и появляются только в определенные возрастные периоды. Такие страхи как тревога, беспокойство или боязнь высоты – это нормальные эмоциональные и инстинктивные страхи, в большинстве своем они врожденные. Существуют так же и приобретенные. К ним относятся страхи, появляющиеся в процессе запугивания родителями. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Кем же пугают детей их родители?

В каждой стране существует своя культура, менталитет, особенности воспитания ребенка и соответственно свои методы запугивания ребенка, если он отказывается слушаться. Так рассмотрим на примере некоторых стран, кем пугают родители своих детей:

  1. В Англии придумано множество различных монстров для этих целей, но самый популярный и известный нам из кинематографа – это Бугимен. Уже несколько сотен лет англичане пугают своих детей рассказами о страшном монстре, который прячется где-нибудь в комнате и если ребенок не слушается, то Бугимен выходит из укромного места и пугает его.
  2. Во Франции грозой ночных детских кошмаров, является Костоправ, из вполне себе реальной профессии. Его обычно изображают как злобного старика с мешком, в который он прячет непослушных детишек. По рассказам Костоправ бродит по городам и забирает с собой детей, которые заигрались и не хотят ложиться спать. А его любимое место обитания — это под крыльцом дома, где он сидит до наступления темноты.
  3. В Германии популярностью пользуется Крампус. Это косматое, рогатое звероподобное чудище, по легенде сопровождающее Святого Николая в канун рождества и наказывающее по дороге детей, которые хулиганили весь предыдущий год. Есть версии, что Крампус засовывает непослушных детишек к себе в мешок, уносит в пещеру, где и съедает на ужин или уносит к себе в замок, а в последствие скидывает в море. Это уж, какому родителю как больше нравится.
  4. В России так же существует множество страшилок для запугивания непослушных деток. Это могут быть персонажи народных сказок (Баба Яга, Кощей, Соловей Разбойник и др.), бабайка, волк, некоторые пугают даже дядей милиционером. Среди них самой большой популярностью пользуется бабайка. Его чаще всего упоминают родители, когда хотят уложить детей спать, без особого на то желания со стороны детей.

    Как покалечить психику ребенка: воспитательное запугивание

    Так как же выглядит бабайка? Обычно он никак не описывается, что бы дети могли себе придумать наиболее страшный образ. Хотя некоторые рисуют его в виде старика с клыками или волосатого монстра. По рассказам родителей прячется он под кроватью и если ребенок встает с постели, то он непременно попадает в лапы бабайки.

Можно ли пугать ребенка?

Давайте разберемся, можно ли пугать ребенка бабаем и можно ли вообще пугать ребенка. Психологи утверждают, что это один из худших методов воспитания ребенка, граничащий с применением физической силы. Если ребенка постоянно пугают милиционерами с палками, врачами со шприцами, бабайками, то он постепенно теряет доверие к миру, становится более замкнутым. Это все может перерасти в новые проблемы, такие как: боязнь темноты, страх остаться одному, замкнутость. При запугивании малыш вместо родительской поддержки ощущает беспокойство и тревогу, что его могут отдать какому-нибудь дяде или его съест огромное чудище.

Не у всех родителей есть достаточно свободного времени, чтобы доходчиво объяснять ребенку, почему нельзя поступать, так или иначе. Гораздо проще припугнуть его чудищем или того хуже, применить физическую силу, но эти методы ни к чему хорошему не приведут. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку родителей, а не жил в постоянном страхе от появления бабайки.

Мне было страшно и больно читать отклики людей, и иногда я холодела от ужаса. Я очень хочу поделиться услышанным с вами.

Мне кажется, нам, родителям, важно знать, как наше слово или действие слышится и воспринимается ребенком. Просто иногда мы об этом не задумываемся…

«Меня, например, в детский дом отвозили сдавать за плохое поведение Не довезли — издалека показали на здание и сказали, что в следующий раз точно сдадут. Мне было 5 лет. Это было больно и страшно. Это был ужас».

«Пугали милицией, бандитами, маньяками уже в более позднем возрасте. Страхов всю жизнь было очень много. До сих пор незапланированный звонок в дверь вызывает у меня приступ паники с замиранием, сердцебиением и прочим».

«Нас с братом мама пугала самоубийством и тем, как нам плохо без нее будет, «что никогда себе не простим, что довели ее». Только недавно, через годы терапии, перестала бояться и реагировать».

«Один раз родители «пошутили» и сказали, что оставят нас с сестрой на даче за плохое поведение. Сели в машину и поехали. Сестра не верила, продолжала баловаться, а я рыдала, не могла её бросить. Уговорила бежать за машиной. Догнали за поворотом. Думаю, что нас бы не бросили, конечно, но это было ужасно».

«Меня пугали тем, что бог накажет, и что я никогда не узнаю, когда именно это произойдёт».

«Очень хорошо помню эпизод, как меня куда-то за руку тащили и я истошно орала, мама меня стыдилась и говорила, что сейчас милиционер заберет. И я помню, что дальше был ужас, и я понимала, что опасность реальная, мне было адски страшно, но при этом я орала еще сильнее, не могла остановиться, хоть и головой понимала, что это опасно. Как повлияло? Периодически становлюсь жертвой психологического насилия, всю жизнь маюсь и борюсь с этим».

«Знаю историю мужа моей знакомой. Его мама вешать водила за непослушание. До сих пор маму боится».

«Меня пугали не дома, а в школе и саду. Пугали врачами и последствиями болезней за «неуправляемое поведение». Врачей боюсь до сих пор до дрожи».

Что чувствует ребенок, когда мама грозит отдать его в детдом или милицию? Я ставлю себя на место 4-летнего ребенка — и меня охватывает ужас, дикий страх, я почти каменею от невозможности происходящего. Меня отвергает самый близкий человек — мама! Та, кого я люблю больше всего на свете и кто должен защищать и любить! Потому что мама — это весь мир, только она дает чувство безопасности, доверия к миру и ощущение своей «хорошести».

«Не уберешь игрушки – мультфильмы смотреть не будешь!», «Не выпьешь лекарство – тебе миллион уколов сделают!», «Будешь драться – полицейских вызову!» – вот всего лишь три примера из неиссякаемого репертуара родительских угроз в адрес маленьких бунтарей. На первый взгляд кажется, что такие безрадостные обещания не имеют между собой ничего общего и их можно строго разграничить на шантаж, манипуляцию и запугивание чистой воды. Однако все эти «тактики» психологи относят к разряду угроз. По сути же, это приказ, смысл которого сводится к одному: «Так или иначе, но ты сделаешь по-моему!». Угроза всегда предполагает давление и психологическое насилие. Отказ выполнить озвученное требование всегда чреват неприятностями для маленького мятежника. Этим угроза и отличается от обычного предостережения. Чтобы усилить эффект, многие родители специально накаляют атмосферу и пророчат не просто негативные, а катастрофические последствия. Если в вашем педагогическом арсенале тоже есть угрозы, пришло время задуматься о последствиях.

Психологические исследования доказывают, что негативные факты легче воспроизводятся памятью, чем позитивные, а испортить настроение однозначно проще, чем улучшить его.

Модные тенденции

Запугивать детей было принято всегда, и традиция эта давняя. В зависимости от эпохи существовала даже мода на совершенно конкретные «страшилки». Например, в Древней Спарте нытиков и капризуль пугали физической расправой, на Руси – серым волком и Бабаем. В советское время детей было принято стыдить, и больше всего они боялись не соответствовать признанным в обществе нормам поведения. Угроза получить едкое замечание при сверстниках в детском саду или в школе, укоризненный взгляд соседей по дому, исключение из пионеров – такая кара неминуемо следовала за плохим поступком и шалостью. В результате формировался устойчивый страх «как на меня посмотрят» или «что скажут другие», с которым до сих пор живет наше старшее поколение. Современные родители думают, что избавились от многих суеверий, предрассудков и комплексов, но использовать угрозы в воспитательных целях продолжают. Сегодня дети чаще всего боятся получить плохую оценку или осуждение взрослых («Ты неряха/растяпа/лузер»), подвергнуться физическому наказанию или испытать боль («Врача сейчас тебе вызову!»), а также остаться в одиночестве или попасть в лапы страшного монстра.

Золотой ключик

Надо признать, что на конкретного ребенка будет действовать лишь специально подобранная угроза. Далеко не все дети испытывают мистический страх перед вымышленными чудовищами, а кого-то не останавливает и ремень. Многое зависит от индивидуальной степени чувствительности и восприимчивости. Но найти верный ключ родителям не составляет труда: чтобы понять, что испугает собственное чадо по-настоящему, достаточно поставить пару экспериментов. Тогда из чувства страха ребенок начнет выполнять озвученные требования, а если он окажется тонкой натурой, то, возможно, и вовсе перестанет сопротивляться и проявлять инициативу, потому что его желаниям выхода просто не найдется. Может случиться и так, что запугивания спровоцируют невроз, энурез, ночные кошмары или заикание. В дошкольном возрасте у детей воображение очень живое. Если мы мыслим понятиями, то малыши представляют все в образах, которые воздействуют на психику гораздо сильнее слов. Кстати, по этой причине многие дети испытывают сильнейший страх перед монстрами, привидениями, мрачными сказочными персонажами. В любом случае, даже если мистических существ лично вы никогда не упоминаете, другие ваши угрозы несут не менее однозначный и четкий посыл: «Не делай ­этого, иначе пострадаешь». И эффект будет тот же: угроза в любой форме автоматически вызывает чувство страха.

Спусковой механизм

Устрашение как способ остановить или предотвратить нежелательное поведение со стороны собрата ‒ древнейший механизм воздействия на себе подобных. Тактика запугивания всегда была эффективна и остается таковой по сей день ‒ прежде всего по сугубо физиологическим причинам. Страх был необходим самой эволюции. Испуг и тревога побуждали древнего человека либо бороться с опасностью, либо убегать от нее, то есть обеспечивали выживание вида и являлись основными, базовыми эмоциями. Учитывая всю важность их миссии, они даже получили специальное представительство в особом отделе мозга – миндалине. А это, в свою очередь, привело к тому, что стимулы, вызывающие страх и ассоциирующиеся с опасностью, центральная нервная система научилась распознавать быстро и точно. С тех пор прошли тысячи лет, но мозг человека не претерпел каких-либо существенных изменений. Если ситуация оценивается как опасная, мозг по-прежнему заставляет человека избегать ее или, что случается значительно реже, активно бороться за свою жизнь. По такому же принципу действует и родительская угроза: она запускает древний неврологический механизм и позволяет быстро добиться поставленной цели: ребенок моментально становится шелковым.

Просто и удобно

Помимо своей практически полной безотказности, механизм устрашения предельно прост в применении. Зачем что-то долго объяснять несмышленому малышу, если можно одной фразой приструнить его надолго? Тем более что в течение дня бедной маме приходится не один раз столкнуться с упрямством, несговорчивостью и непослушанием. Угрозы слетают с наших уст автоматически часто еще и потому, что мы сами слышали их в детстве постоянно. Многим родителям поэтому даже в голову не приходит, что сложные ситуации можно разруливать каким-то иным способом. И это свидетельствует о слабой степени коммуникативной компетенции. Если ее не развивать, не задумываться над тем, что мы говорим, новым тактикам научиться не получится. Однако сделать это необходимо, особенно если угрозы полностью вытесняют собой разъяснительные беседы. Запугивание по сути своей примитивно: оно всего лишь четко описывает то, как делать нельзя. Вариантов приемлемого поведения ребенок не получает. Например, предостережение «Не бегай по квартире, а то соседи снизу будут ругаться» не подсказывает, как иначе проявить физическую активность, во что поиграть и куда направить свою энергию. Как следствие, помимо страха, угроза часто вызывает в ребенке еще и чувство растерянности и неспособность понять, что происходит на самом деле. Он просто пугается, и в этот момент у него не остается ресурсов на то, чтобы осмыслить происходящее. Если чувство растерянности возникает часто или переживается ребенком интенсивно, внутренняя инициатива и самостоятельность постепенно притупляются. Так формируется внутреннее убеждение в том, что лучше вообще ничего не делать, дабы ничего плохого не случилось. На будущее сдерживающий эффект угрозы тоже распространяется: он блокирует активное поведение ребенка в различных жизненных ситуациях: в общении может возникнуть замкнутость и застенчивость, в изучении нового – отсутствие любознательности, в игре – пассивность и вялость.

Прибегать к угрозам можно лишь в одном случае – когда вопрос стоит буквально о жизни и смерти. например, можно рассказать про потенциальную поездку в больницу и уколы, если ребенок отказывается принимать лекарство.

Новый метод

Любому ребенку важно чувствовать, что окружающий мир безопасен и невраждебен. Если в общении с родителями угроз не будет, это внутреннее ощущение в нем будет укрепляться, способствуя гармоничному развитию личности и формированию психической устойчивости. Кроме того, отказавшись от запугиваний и зловещих предостережений, вы сами почувствуете себя спокойнее и обретете веру в собственные силы. И у вас, и у ребенка появится крайне полезная по жизни установка: «Все в порядке, а если что-то случится, то я обязательно справлюсь». Да, каждый раз объяснять малышм, как нужно вести себя правильно, – задача нелегкая. Зато к 7‒8 годам ваш ребенок будет отличаться высокой степенью самостоятельности в принятии решений и сможет составить собственное, ни от кого не зависящее мнение на любой предмет. Повлиять на него окружающим будет не так просто, и это станет надежным залогом его безопасности.

  • В тех ситуациях, когда вам важно призвать малыша к порядку, постарайтесь спокойно обсудить происходящее и рассмотреть различные варианты поведения в сложившихся обстоятельствах. Описательный язык хорош тем, что не вызывает страха. Наоборот, он помогает ребенку понять, что от него требуется. При этом вовсе не обязательно давать долгие и нудные объяснения. Короткие формулировки тоже работают. Сравните: «Не беги по улице, а то попадешь под машину» или «Мы сейчас на улице, здесь ездят машины, лучше идти без спешки». Вторая реплика помогает ребенку правильно воспринять и оценить ситуацию и дает подсказку, какое поведение окажется подобающим.
  • Иногда вместо угрозы помогает достоверное изложение фактов.

    Опять же, в доступной и краткой форме, разумеется. Таким образом вы заодно расширите его кругозор, и полученные знания останутся с ним навсегда. Например, по сравнению с «Не ешь снег – живот заболит» фраза «Со снегом в рот попадают бактерии» позволяет верно оценить ситуацию без негативных эмоций. Ребенок постарше сам сообразит, как поступить. А малышу лучше дать подсказку, как принято обращаться со снегом: «Давай слепим снежок», «Снег держат в варежках». Кстати, информируя ребенка о причинах и следствиях, мы способствуем тому, чтобы «страшилки», которые он может впоследствии услышать от бабушки во дворе или случайного прохожего, не напугали его. Дети очень часто отталкиваются от тех знаний, которые им в спокойной обстановке передали родители.

  • Не сгущайте краски. Чаще всего мы используем угрозы, потому что тревожимся за наших непосед, а чтобы усилить эффект, нередко рассказываем о самых серьезных и далеко идущих последствиях, вероятность которых достаточно мала. Но, поступая так, мы подаем ребенку сигналы: «Подобное вполне может случиться с тобой», «В жизни много скрытых опасностей». Это приводит к так называемой «иррадиации» тревоги, то есть ее распространению на другие, уже безобидные, ситуации. Например, заявление мамы: «Будешь есть много сладкого – пойдем к врачу. Он будет больно сверлить тебе зуб» – может привести к тому, что все доктора и медицинские учреждения станут ассоциироваться с болью и страданиями. А мир в целом начнет казаться враждебным и неуютным.

источник информации

Не стоит забывать, что, кроме родных мамы с папой, запугивать детей могут бабушки и дедушки, а также посторонние люди: прохожие, воспитатели, учителя. И только вы сможете помочь ребенку правильно интерпретировать их угрозы. Раньше детей активно воспитывало общество, благодаря жесткой идеологии моральные нормы и рамки были очерчены четко. В современном мире ситуация другая. Сегодня каждый живет и думает как хочет, и часто мама с папой становятся для ребенка единственным достоверным источником информации. Психологи утверждают, что излишне строгих педагогов не боятся только те дети, у которых сложились доверительные отношения с родителями. Они знают, что маме и папе можно рассказать обо всем, и даже не сомневаются, что взрослые их защитят в любом случае. К этому и нужно стремиться. Если вы будете в той или иной форме угрожать собственному ребенку, он, во-первых, будет испытывать все нарастающую тревогу, а во-вторых, доверие к вам будет постепенно подтачиваться. Вы же для него средоточие любви, тепла и безопасности, но если из ваших уст угрозы сыплются нескончаемым потоком, однажды он в этом обязательно усомнится. А перестав доверять, будет умалчивать о своих проблемах.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *