Занятия с ДЦП

Игры и упражнения для детей страдающих ДЦП

ДЦП — детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания,пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозомДЦПнепросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что детистаршего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

— малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

— необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

— под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры,которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

— попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

— указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

— особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

— указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП.

Игра «Зайка серый умывается» (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

«Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.
Вот он вымыл ротик, ушки.
Ах, какой же он послушный!
Не забудет он о лапках —
Их протрет чистейшей тряпкой.
И давай потом скакать —
«Нужно в гости ведь бежать!»

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра «Прокати мяч с горки» (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

«Пройди, не задев ворота» (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

«Повернись — не ошибись»(7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

«Запрещенное движение» (6-14 лет).

Дети принимают положение стоя или сидя, кладут руки на колени. По команде инструктора они начинают повторять за ним различные упражнения, направленные на разминку рук, туловища и ног. При этом, выполняются все движения, кроме одного «запрещенного» — оно оговаривается заранее. Или вместо него участники делают какое-то другое упражнение (тоже определяется еще до начала игры). К примеру, вместо поднятия рук вверх, можно хлопать в ладоши. Примечательно, что такого рода малоподвижные игры развивают внимательность и быстроту реакции.

«Передал — садись» (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

«Чья лошадка быстрее?» (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

«Кулак и ладонь» (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника с ДЦП

Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов.

«Вернись на место»(7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

«Снежинки» (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание «мороз». Когда он произносит фразу «дует-дует сильный ветер», то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке.

Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: «Вот мороз пришел».

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают «Ах, как холодно!», и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: «А вот и ветерок легкий подул», и снежинки в ответ медленно произносят «фу-у-у-у». Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

Комплекс упражнений для страдающих бронхиальной астмой

Воспитание детей с ДЦП.

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами .

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития .

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. , а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятиеразвито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с ДЦП (начальная школа)

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память.Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика.Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Состояние речи. Артикуляционный аппарат: тремор языка, девиация вправо; словарь – звукоподражания «кис», «му-му», «мяу», «би-би», «баба», «мама», «папа», «дай» ,звукопроизношение грубо нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова не сформирована, грамматический строй не сформирован.. Понимает простые инструкции. Ответы односложные, речь невнятна, в речи использует отдельные слоги и односложные слова: «Да», «Нет». Связная речь не развита.

Уровень усвоения учебного материала: запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Литература:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с.
  2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
  9. Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.
  10. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
  11. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
  12. Шарохина В.Л. Коррекционно-рзвивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.

Игры-занятия для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП

Занятие 1. Баночка с косточками.

Цели.

1. Формировать умения брать косточки «щепотью» и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.

2. Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр.

3. Воспитывать положительные эмоции.

Материалы и оборудование: пластиковая баночка с широким горлышком, персиковые косточки 4-5 штук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Удобно посадить ребенка перед собой. Погладить его ручки , чтобы вызвать доверие.

— Будем с Тонечкой играть,

Будем ручки забавлять!

Коррекционные упражнения (пальчиковые игры).
Воспитатель действует руками ребенка.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе – кулачок! (Массажирую каждый пальчик.)

Кулачки сложили, кулачками били:

Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук! (Стучим кулачок о кулачок)

Ладушки – ладошки,

хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки,

Отдохнем немножко. (Хлопки в ладоши)

Основная часть.

Показать ребенку яркую пластиковую баночку. Пусть он ее потрогает, подержит в руках, погремит ею.

— Посмотрим, что же там внутри?

Открыть баночку, высыпать косточки на стол. Ребенок ощупывает косточки, перебирает их.

— А теперь сложим косточки в баночку. Воспитатель поддерживает ручку ребенка и направляет его действия. Ребенок берет по одной косточке и складывает в баночку. Когда все косточки будут собраны, закрыть баночку и погреметь ею.

4. Итог.

— Молодец! Все косточки собрали, ручки наши поиграли, стали ловкие и умелые.

Занятие 2. Сухой песок.

Цели.

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.

3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

Материалы: емкость с сухим песком, 2-3 мелких игрушки, набор для игры с песком.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук с помощью грецких орехов.

Раскатывание одной ладонью руки по другой с тыльной и внутренней стороны, сжимание ореха в ладони всеми пальцами, вкатывание ореха между пальцами.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2. Игры с сухим песком.

Насыпать сухой песок в емкость слоем 7 – 10 см. Предложить ребенку поиграть с песком. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять пальцами.

Ребенок хлопает ладошками по песку, водит пальчиками, втыкает пальчики в песок, «топит» руки в песке.

Берем ситечко из набора, сеем сквозь него песок. Набираем в емкости песок и высыпаем.

Затем педагог закапывает в песке мелкие игрушки и предлагает ребенку найти их.

3. Итог.

— Как интересно играть с песком, тебе понравилось?

Занятие 3. Влажный песок.

Цели.

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.

3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

Материалы: емкость с сухим песком, бутылка с водой, набор для игры с песком.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия в соответствии с текстом.

Чтоб чисты ладони были, Чтоб здоров был пальчик наш,

Славно их намылим мылом. Сделаем ему массаж.

Три ладонями, давай Посильнее разотрем

Их от грязи оттирай. И к другому перейдем.

2.Игры с песком.

Насыпать сухой песок в емкость слоем 7 – 10 см. Предложить ребенку поиграть с песком. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять пальцами.

— Это сухой песок. Давай возьмем бутылку с водой и намочим песок.

Из бутылки с дыркой в горлышке предложить ребенку полить песок. Педагог помогает смочить песок равномерно.

— Теперь песок влажный. Давай поиграем с влажным песком.

Ребенок хлопает ладошками по песку, водит пальчиками, втыкает пальчики в песок, «топит» руки в песке. Педагог комментирует действия ребенка.

— Посмотри, какие следы оставили ладошки, как они похожи на цветочки. Можно пальчиком рисовать на песке: вот линии прямые и кривые, а это кружочки, точки, дырочки. Можно лепить из влажного песка пирожки, куличики.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Берем формочки из набора для песка. Педагог показывает, как сделать с их помощью куличики

Берем ситечко из набора, сеем сквозь него песок. Набираем в емкости песок и высыпаем.

— Влажный песок не сыпется, как сухой, он слипается, поэтому можно из него лепить, оставлять на нем следы.

3. Итог.

— Можно играть с сухим песком и с влажным. С каким песочком тебе понравилось играть? Как ты играл?

Занятие 4. Баночки.

Цели.

1. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.

3. Воспитывать терпение.

Материалы: 3-4 разных баночек из-под косметических средств с разными предметами внутри: пуговица, камешек, орех, конфета.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Раз, два, три, четыре (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой о другую.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальчика.)

Мы посуду перемыли, (Опять трут одной ладошкой о другую.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с мизинца.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Так посуду мы помыли.

1. Раскручивание и закручивание баночек.

Педагог расставляет на столе баночки из-под косметических средств. Дает возможность ребенку рассмотреть их, подержать в руках, потрясти.

— Какие разные баночки, приятно пахнут, бренчат. Интересно, а что там внутри? Посмотрим? Чтобы посмотреть, что внутри, возьми баночку и открути крышку.

Ребенок берет баночку в одну руку, а пальцами другой руки откручивает крышку, при необходимости педагог помогает. Содержимое баночки выкладывается на стол, рассматривается, называется предмет. Баночка с конфетой берется последней и представляется как приз, за правильно выполненное задание.

— Молодец! Открутил все баночки и нашел конфетку. Конфету оставим тебе, ты сможешь ее съесть, но сначала надо сложить предметы в баночки и закрутить их.

Ребенок закручивает баночки.

2. Итог.

— Умница! Закрутил все баночки, а теперь можешь съесть конфету.

Занятие 5. Водичка.

Цели.

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий.

3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.

Материалы: емкость с теплой водой высотой 15 – 20 см, небольшие камешки, ракушки, игрушки рыбок.

Ход занятия.

Массаж кистей и пальцев рук.

Ребром ладони имитируем «пиление» по всем направлениям кисти рук.

Пили, пила, пили, пили!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

Похлопывают по внутренней стороне ладони кончиками пальцев другой руки.

Вот веселые цыплятки

В огород пришли на грядку.

Они радостно идут,

Быстро зернышки клюют.

2. Упражнение с водой.

Перед ребенком ставится емкость с водой.

Педагог берет руки ребенка и опускает их в воду всю ладонь.

— Вода теплая чистая прозрачная, сквозь нее видно наши ручки.

Водит ладонями по воде, то опускает, то поднимает их, разворачивает, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает в емкость.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода.

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды!

После этого педагог вместе с ребенком опускает на дно водоема небольшие камешки, ракушки, игрушки рыбок. Ребенок наблюдает, как опускаются предметы на дно их хорошо видно, педагог поясняет, что вода прозрачная.

Затем предлагает ребенку самостоятельно выловить игрушки из емкости.

3. Итог.

Тебе понравилось играть с водичкой? Как ты играл с водичкой? Молодец!

Занятие 6. Дождик.

Цели.

1. Учить обмакивать палец в краску, оставлять на бумаге след.

2. Коррекция зрительно слухового внимания на основе указаний взрослого.

3. Воспитывать положительное отношение к рисованию.

Материалы: лист бумаги с аппликацией цветка, гуашь, салфетка, лейка, горшок с комнатным цветком.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (Ребром одной руки стучим по тыльной стороне ладони другой руки.)

Мы морковку трем, трем, (Костями согнутых пальцев растираем ладонь.)

А теперь мы солим, солим, (Имитируем посыпание соли.)

Хорошенько жмем, жмем. (Сжимать и разжимать пальцы.)

2. Рисование пальчиком.

Педагог показывает ребенку горшок с цветком.

— Смотри, у цветочка опущена головка. Наверно он хочет пить. Надо цветочек полить. А как? Из лейки.

Педагог берет игрушечную лейку и поливает комнатный цветок.

— Из лейки вода льется, как дождик. А на этой картинке цветочек тоже поник, опустил свою головку, наверно его давно никто не поливал. Давай нарисуем дождик на нашей картинке, пусть цветочек попьет.

— Покажи, как капает дождик? Постучать пальчиком по ладошке.

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять –

Мы промочим ножки.

Педагог показывает ребенку, как макать палец в краску, и оставлять на бумаге след. Ребенок под руководством педагога рисует цветные точки.

3.Итог.

Молодей! Ты нарисовал дождик и полил цветочки.

Занятие 7. Играем в кубики.

Цели.

1. Формирование хватательной функции руки.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.

3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

Материалы: кубики от конструктора маленькие красного цвета и немного больше синего цвета, игрушка машинки, массажная щетка для волос.

Ход занятия.

1.Массаж щеткой для волос. Катать щетку между ладоней.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

2. Упражнение с кубиками.

Педагог выкладывает на стол маленькие кубики красного цвета.

— Посмотри, что у меня есть? Какого цвета эти кубики? (Красные.) Возьми кубик в руку, постучи им. А как еще можно играть кубиками? А давай построим дорожку из кубиков. Аккуратно прикладываем кубик к кубику, чтобы получилась красивая ровная дорожка.

Ребенок выполняет задание.

— Какая дорожка получилась? Пусть пальчики погуляют по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по дорожке.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки.

— Покатай машинку по дорожке. Машинка падает с дороги, дорожка узкая. Давай построим широкую дорожку из больших кубиков.

Педагог выкладывает большие синие кубики. Ребенок строит дорожку путем прикладывания друг к другу больших кубиков.

— Какая дорожка получилась? (Большая широкая синяя.) Покатай машинку по синей дорожке.

Машина по улице мчится,

Только пыль клубится.

3. Итог.

Молодец! Ты аккуратно ставил кубики и построил узкую и широкую дорожки. По широкой дороге можно катать машинку.

Занятие 8. Чудесное тесто.

Цели.

Адаптированная рабочая программа для детей с ДЦП

Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе практических действий с предметами.

3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.

Оборудование и материалы: два куска теста разного по цвету, один большой, другой маленький.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Кукла Маша тесто месила, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Тесто месила, печенье пекла. (Хлопки полусогнутыми ладошками.)

Всем гостям дала: (Загибание пальчиков, начиная с мизинца.)

Зайке дала, лисичке дала,

Белке дала, мишке дала,

А злого волка прогнала. (Погрозить указательным пальцем.)

2. Упражнение с соленым тестом.

Педагог ставит на стол тесто большего куска.

— Вот какое тесто замесила кукла Маша. (Дает тесто ребенку в руки, чтобы он его помял.) Вот так тесто кукла месила.

Расплющить тесто на столе ладонями, а затем пальчиками придавить, кончиками пальчиков сделать точки. Смять снова в кусок. Педагог делит тесто на три куска, один берет себе, другой – ребенку.

— Будем лепить печенье. Бери кусочек в ладошку и катай шарик. Теперь шарик придави ладошками. Получилось печенье. Теперь мы его украсим. Отщипываем маленькие кусочки теста от другого по цвету куска. Катаем пальчиками маленькие шарики и вдавливаем в «печенье». Из оставшегося куска можно скатать колбаску и сделать колечко. По мере необходимости педагог помогает ребенку.

3. Итог.

Тебе понравилось лепить из теста? А что ты слепил? Кого угостишь печеньем? Он тебе скажет: «Спасибо!»

Занятие 9. Солнышко.

Цели.

1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.

3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания.

Оборудование и материалы: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко,

— Влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно

В наши валенки проник.

Разжимать и сжимать кулачки.

Вышли пальчики гулять.

В домик спрятались опять.

2.Упражнение с прищепками.

— Пришла зима. На улице стоят сильные морозы. Солнышко совсем не греет.

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей.

Приласкай и обогрей! (М. Эльчин.)

Педагог показывает солнышко без лучиков.

— А вот и солнышко, но что случилось? Где же лучики? Вот почему солнышко не греет, лучиков у него нет. Давай поможем солнышку вернуть лучики.

На стол высыпаются прищепки. Педагог показывает, как прицепить «лучик» к солнышку. Ребенок выполняет задание.

3. Итог.

— Какое красивое солнышко получилось у тебя.

Солнце, солнышко, гори!

Всем нам радость подари!

Занятие 10. Хозяюшка.

Цели.

1. Формирование ручных умений: включать и выключать выключатель, вставлять вилку в розетку, задвигать шпингалет, закрывать крючок, закрывать и открывать замок, крючок.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами.

3. Воспитание положительных реакций на новую деятельность.

Материалы и оборудование: макеты выключателя, розетки, вилки, шпингалета, крючка, замок с ключом.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Строим, строим новый дом. (Стучим кулачок об кулачок.)

Нам уютно будет в нем.

Будут в нем окошки, (Водим пальчиком по ладошке.)

А вокруг – дорожки. (Пальцами одной руки массируем каждый палец другой руки.)

Строим-строим новый дом, (Стучим кулачок об кулачок.)

Дружно в доме заживем!» (Хлопки в ладоши.)

2.Упражнения на ручные умения.

— В каждом доме много разных приборов, которыми нужно уметь пользоваться. Сегодня будем учиться пользоваться этими приборами или хозяйничать по дому.

Педагог выставляет на стол макеты электрического выключателя, розетки с вилкой, шпингалет, крючок, замок. Педагог называет каждый предмет, рассказывает о нем, показывает, как им пользоваться. Ребенок повторяет действия за педагогом. Включает и выключает выключатель, вставляет вилку в розетку и вынимает ее, задвигает и открывает шпингалет, вставляет крючок и вынимает его, закрывает и открывает замок.

3. Итог.

— Молодец! Ты теперь умеешь пользоваться разными бытовыми предметами.

Занятие 11. Мы белье стирали.

Цели.

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.

Материалы и оборудование: кусочки ткани 20х20 см разной фактуры (шелк, капрон, шерсть, хлопок, фланель), емкость с водой.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия в соответствии с текстом.

Чтоб чисты ладони были,

Славно их намылим мылом.

Три ладонями, давай

Их от грязи оттирай.

2. Упражнение с кусочками ткани.

Педагог выкладывает на стол кусочки ткани. Предлагает ребенку рассмотреть их, потрогать руками, помять, сжать в кулак, сложить пополам и еще раз сложить.

Ставится на стол емкость с водой высота 10-15 см. По одному кусочку ткани опускать в воду и попытаться сделать те же действия, что и с сухой тканью, перед выниманием из воды, отжать.

Мы белье стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили –

То-то стало весело!

3. Итог.

— Понравилось играть с тряпочками? А с какими тряпочками с сухими или мокрыми понравилось играть больше?

Занятие 12. Цветные клубочки.

Цели.

1. Формирование манипулятивной функции рук и согласованных движений пальцев рук.

2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе словесных указаний взрослого.

3. Воспитание самостоятельности.

Материалы и оборудование: корзинка с клубками ниток разных цветов, игрушка кота, сюжетная картинка с изображением бабушки и котенка, играющего с клубком.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

2.Упражнение в наматывании нитки на клубок.

Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картинку.

— Бабушка вязала носочки, а котенок лежал рядом. Бабушка заснула. Котенок стал играть с клубками и запутал нитки. Давай поможем смотать нитки в клубки.

Воспитатель ставит перед ребенком корзинку с цветными клубками ниток.

— Посмотри, какие красивые клубки, выбирай любой.

Один клубок берет ребенок, другой – воспитатель и показывает, как наматывать нитку на клубок, затем ребенок пробует наматывать нить, педагог помогает.

Намотаю я клубки –

Свяжет бабушка носки.

3. Итог.

— Молодец! Ты помог бабушке смотать клубки.

Занятие 13. Чудесный мешочек.

Цели.

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

3. Воспитание эмоции радости.

Материалы и оборудование: мешочек, в котором находится массажный мячик, деревянный или пластмассовый кубик, мягкая игрушка, хорошо знакомая ребенку (зайчик или собачка), металлическая ложка.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Упражнение «Мастер шкафчик мастерил».

Мастер шкафчик мастерил, ровно досочки пилил.

(Поставить ладонь ребром и «пилить» по поверхности другой ладони.)

Молотком по ним стучал, точно гвозди забивал.

(Сжать руку в кулак и слегка стучать по ладони, по пальцам.)

Дверки сделал.

(Соединить боковые поверхности больших пальцев, раскрывать и закрывать «дверки».)

Ключик сделать он не смог.

(Соединить пальцы обеих рук в «замок», большие пальцы друг с другом и спрятать их внутрь «замочка».)

2. Упражнение с чудесным мешочком.

Педагог показывает ребенку мешочек, дает его потрогать, рассмотреть.

— Сейчас мы будем прятать в мешочек разные предметы.

Ребенок берет по одному предмету, называет его и опускает в мешочек, педагог помогает.

— Это массажный мячик, он маленький и колючий. Это зайчик, он мягкий пушистый теплый. Это ложка, она гладкая холодная. Это кубик, у него есть углы.

— Все предметы спрятались в мешочке, их теперь не видно. (Педагог встряхивает мешочек.) Опусти ручку в мешочек и найди в нем мячик.

Ребенок нащупывает предмет, старается узнать его и вынимает. Педагог одобряет его похвалой. И так все предметы.

3. Итог.

— Тебе понравилось играть с мешочком? Трудно было находить предметы в мешочке? Молодец, ты старался и нашел все предметы правильно.

Занятие 14. Домик для зайчат.

Цели.

1. Развивать двигательные реакции (хлопать в ладоши, наклонять голову в стороны).

2.Коррекция мелкой моторики на основе словесных указаний и показа взрослого.

3.Воспитывать доброжелательные отношения между ребенком и взрослым.

Оборудование: игрушка зайца, запись плясовой мелодии, 2 кубика и треугольная призма из строительного набора, замочек.

Ход занятия.

Воспитатель показывает ребенку игрушку зайчика.

— Зайчик беленький пушистый мягонький (подает игрушку ребенку, чтобы он ее погладил).

Он в лесу живет, а домика у него нет. Давай построим зайчику домик, чтобы ему было там тепло. Взяли «молоточки» (сжимаем кулачки), будем строить домик для зайчат.

1. Массаж, упражнение «Дом».

Стук, стук, постук,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат. Стучим кулачками друг о друге.

Вот с такою крышей, Ладошки над головой.

Вот с такими стенами, Ладошки около щек.

Вот с такими окнами, Ладошки перед лицом.

Вот с такою дверью Одна ладошка перед лицом.

2. Упражнение на складывание кубиков друг на друга.

Воспитатель предлагает построить домик из строительного набора. Показывает, как построить домик: берем один кубик, ставим на стол, берем другой кубик и аккуратно ставим на первый, а наверх домика ставим «крышу». Теперь предложить построить такой же домик ребенку.

— На двери замок висит, надо замок открыть, чтобы зайчик в домик вошел.

Физминутка, упражнение «Замок».

На двери висит замок. Руки сцеплены в замок.

Кто его открыть бы мог?

Мы замочком постучали, Стучим о колени.

Мы замочек покрутили, Крутим кистями.

Мы замочек потянули Растягиваем пальцы.

И открыли.

— Вот и открылся наш домик. Заинька в домике будет жить и радоваться.

— Покажи, зайка, как ты будешь радоваться!

Звучит плясовая мелодия. Воспитатель показывает, как пляшет зайка и предлагает повторять за зайкой.

Зайка, зайка, попляши!

Наших деток посмеши!

Хлопай, хлопай лапками,

Вот так, вот так!

Топай, топай лапками,

Вот, так, вот так!

Итог.

— Вот какой веселый зайчик. Это ты построил ему домик, молодец!

Занятие 15. Пуговки, кнопки и застежки.

Цели.

1. Формирование ручных умений: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний и липучек.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами.

3. Воспитывать опрятность.

Материалы и оборудование: увеличенные модели с пуговицами и застежками, кнопками, липучками.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук. Действия выполняются по тексту:

Хлоп! Раз, еще раз

Мы похлопаем сейчас.

А потом скорей-скорей

хлопай-хлопай веселей!

Пальчик о пальчик тук да тук,

Хлопай, хлопай, хлопай!

2.Упражнения на ручные умения.

Педагог показывает ребенку рубашку с пуговицами, кофточку с молнией, брюки с кнопкой, ботиночки с липучкой.

— Это одежда и обувь. Когда надевают рубашку, нужно застегнуть пуговицы (застегивает), на кофточке – молнию, на брюках – кнопку, на ботиночках – липучки, тогда ты будешь выглядеть красивым и опрятным. Сегодня мы будем учиться это делать.

Педагог показывает ребенку модели с пуговицами, застежками, кнопками. Показывает, как застегнуть и расстегнуть молнию, кнопку, липучку, пуговицу, затем предлагает то же сделать ребенку. Показывается и выполняется по одному действию, действие с пуговицей выполняется последним. Каждое выполненное действие сопровождается похвалой.

3. Итог.

— Молодец! У тебя хорошо получается застегивать молнии и кнопки, теперь ты сам будешь застегивать свои вещи, будешь всегда красивым и опрятным.

Занятие 16. Аппликация из семян.

Цели:

1. Учить выполнять относительно точные движения кончиками пальцев: вдавливание, прикладывание.

2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе действия с предметами.

3. Воспитывать чувство прекрасного.

Материалы и оборудование: небольшая баночка, покрытая пластилином, семена фасоли, гороха, тыквы.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Наша Маша кашу сварила, (Указательным пальчиком водить по ладошке.)

Кашу сварила, малышей покормила.

Этому дала, этому дала, (Разминают поочередно каждый пальчик.)

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил

И тарелочку разбил.

2. Выполнение аппликации.

Педагог показывает баночку облепленную пластилином и семена гороха, фасоли и тыквы.

— Тебе нравится эта вазочка? А давай ее украсим семенами, сделаем аппликацию. (Показывает, как можно вдавить горох.) Какой красивый цветочек получился, а из тыквы сделаем листик. А теперь попробуй ты. Ребенок берет поочередно горошины и другие семена двумя или тремя пальчиками, прикладывает к вазе и вдавливает в пластилин.

3. Итог.

Молодец! Ты старался, и у тебя получилась красивая ваза.

Занятие 17. Шнуровка.

Цели:

1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию.

2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий.

3. Воспитание самостоятельности.

Материалы и оборудование: шнуровка.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Завизжала пила, (Тереть одной ладонью о другую.)

зажужжала как пчела.

Хлопнула, устала. (Хлопки.)

Начинай сначала. (Тереть ладонью о ладонь.)

2. Упражнения на зашнуровывание и расшнуровывание.

Педагог предлагает ребенку простую круглую шнуровку. Показывает, как взять шнурок и продеть его в отверстие, вытянуть кончиками пальцев за край шнурка, предлагает то же проделать ребенку, при необходимости помогает. Потом расшнуровать и попробовать зашнуровать через край.

3. Итог.

Молодец! Ты старался, не пропускал отверстия, это было очень трудное задание, но ты справился.

Занятие 18. Бассейн с крупой.

Цели:

1. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

2. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

3. Воспитывать интерес к новому виду деятельности.

Материалы и оборудование: емкость, наполненная горохом (рисом, гречкой и т.п.), 3-4 мелкие игрушки.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Веселая мышка

Перчатку нашла. (Как будто натягиваем перчатки на одну и другую руки)

Гнездо в ней устроив, (Водим пальчиком по ладони.)

Мышат позвала, (Приглашающее движение.)

Им корочку хлеба (Щипать ладонь кончиками пальцев.)

Дала покусать.

Погладила всех (Погладить каждый пальчик.)

И отправила спать.

2. Упражнения с крупой в бассейне.

Педагог ставит перед ребенком емкость, наполненную какой-либо крупой. Предлагает ребенку опустить руки в емкость, помешать крупу, помять ее руками, пропустить через пальцы, потереть в ладонях и пр. Затем педагог опускает на дно емкости 3-4 мелкие игрушки, хорошо знакомые ребенку (кубик, шарик, машинку) и просит:

— Найди в бассейне машинку (кубик, шарик) и достань ее! Не торопись, ощупай ее хорошо!

3. Итог.

Молодец! Ты хорошо справился с очень трудным заданием.

Занятие 19. Пирамидка.

Цели.

1. Развивать хватательную функцию пальцев рук на примере собирания пирамидки.

2. Коррекция зрительного внимания на основе его сосредоточения на предметах.

3. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания.

Материалы: пирамидка из 3-4 колец.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук: поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.

Чтобы крепкой быть ладошке –

Помассируем немножко:

Мы ее погладим нежно, нежно,

Много раз понажимаем,

Каждый пальчик разомнем,

Чтобы он повеселел,

Был здоров и не болел.

2. Собирание пирамидки.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть пирамидку, потрогать ее.

— Какая красивая пирамидка. Она собрана из разных колец. Это самое маленькое колечко (педагог снимает первое кольцо и кладет его на стол). Какого оно цвета? (Желтого.) Это кольцо побольше желтого. (Снимает другое кольцо.) Какого цвета это кольцо? (Красного.) А это кольцо самое большое. (Снимает его и кладет на стол.) Какого цвета самое большое кольцо? (Зеленого.) Вот мы и разобрали всю пирамидку по колечкам, остался только стержень, на котором были кольца.

— Давай соберем пирамидку, чтобы она снова была красивая. Возьми стержень. Какое кольцо надо взять первым? (Самое большое.) Возьми самое большое кольцо и надень его на стержень. Какое кольцо ты взял? (Самое большое, зеленое.) Молодец! Покажи, какое кольцо надо взять теперь? Какое это кольцо? (Оно меньше зеленого, красное.) Покажи, какое кольцо наденем последним? Какое это кольцо? (Самое маленькое, желтое.) Надень его.

3. Итог.

— Мы сегодня учились собирать пирамидку. Ты внимательно слушал меня, правильно выполнял задания, старался и собрал пирамидку. Молодец!

Занятие 20. Веселые матрешки.

Цели.

1. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев на основе разбирания и собирания матрешки.

2. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами.

3. Воспитывать терпение.

Материалы: матрешка из 3 деталей.

Ход занятия.

1. Массаж кистей и пальцев рук.

Упражнение «Рубим, рубим», постукивание ребром руки по другой руке.

Упражнение «Руки замерзли», разминание кистей рук.

Упражнение «Одеваем перчатки», разминаем каждый палец.

2. Упражнение с матрешкой.

— Посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Это матрешка.

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки!

Педагог предлагает рассмотреть ребенку матрешку, потрогать ее.

— Давай откроем матрешку, посмотрим, что у нее внутри? (Еще матрешка.) Какая это матрешка? (Маленькая.) Давай соберем большую матрешку. (Выполняет задание.) У нас стало две матрешки, одна большая в красном платочке на голове, а другая матрешка маленькая, в синем платочке. А давай посмотрим, что у нее внутри? Открой ее. (Выполняет задание.) Какая маленькая матрешка, в зеленом платочке. Собери эту матрешку в синем платочке. (Выполняет задание.)

Теперь у нас три матрешки. Покажи самую большую матрешку. У нее красный платочек. Покажи матрешку поменьше. У нее синий платочек. Покажи самую маленькую матрешку. У нее зеленый платочек. Какие нарядные матрешки. Матрешки хотят потанцевать.

3. Физминутка.

Мы матрешки, (Руки держат воображаемый платок, повороты головой в одну и другую стороны.)

Вот такие крошки. (Опустить ладошки к полу.)

Как у нас, как у нас (Показать рукой то на одну, то на другую ногу.)

На ногах сапожки.

Мы матрешки,

Вот такие крошки. (Повторить первое и второе движение.)

Как у нас, как у нас

Чистые ладошки. («Фонарики».)

4. Закрепление.

— Повеселились матрешки, а теперь пора им спать. Давай соберем матрешек в одну большую. Раскрой эту матрешку в синем платочке и поставь в нее самую маленькую матрешку. Молодец! Теперь раскрой самую большую матрешку и поставь в нее оставшуюся матрешку. Молодец! У нас осталась одна большая матрешка.

5. Итог.

Мы сегодня играли с матрешками. Понравились тебе матрешки? Матрешкам очень понравилось играть с тобой. Ты аккуратно открывал и закрывал их, танцевал вместе с ними. Молодец!

Чтобы скорректировать двигательные нарушения, нужно выполнять физические упражнения персонально с каждым ребенком. К ним относятся:

  • Сгибание и разгибание конечностей, поглаживания и лёгкий массаж.
  • Раскачивание на мяче. Для этого ребенка нужно положить набольшой мяч животом, спиной и боком попеременно.
  • Рисование карандашом и красками.
  • Ходьба по лестнице вверх и вниз, с помощью взрослого. Достаточно 7-9 ступенек.
  • Дыхательная гимнастика. Углубление и замедление дыхания при произнесении некоторых звуков.

Все эти занятия и упражнения можно проводить с ребёнком как самостоятельно, в домашних условиях, так и с помощью квалифицированного помощника. Специалист может выезжать на дом, заниматься с ребенком, отслеживать прогресс и увеличивать нагрузку, когда это будет необходимо.

Только комплексный подход к развитию ребёнка с ДЦП может гарантировать положительный результат. В результате таких занятий ребёнок приобретает навыки самостоятельного передвижения. Улучшается его способность к самообслуживанию в быту. Ему становится проще общаться с людьми и адаптироваться в обществе.

Конспект занятия для детей с ДЦП

Занятие. «Части тела и лица»

Цель занятия: развитие познавательной сферы и двигательной активности детей с ДЦП.

Задачи:

  • Развитие речевой активности;

  • Обогащение словарного запаса детей;

  • Развитие устойчивости и концентрации внимания;

  • Развитие мелкой и крупной моторики рук;

  • Снятие гипертонуса мышц;

  • Развитие двигательных навыков;

  • Развитие конструктивногопраксиса;

  • Формирование графических навыков;

  • Развитие творческих способностей, навыков рисования.

Необходимый материал:

  • Бланки к упражнению «Путаница», «Веселые лица»

  • Магнитная доска, набор магнитных деталей «Буратино»;

  • Гимнастический шар;

  • Цветные карандаши.

Вариант 1.

Ход занятия

Приветствие

Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)

Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)

Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

И «здравствуйте!» — сказали (поздороваться)

Основная часть

Упражнение «Это я»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).

Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.

Глазами мы видим,

Ушами мы слышим,

А носом курносым

Мы нюхаем, дышим.

Нам губы даны

Для улыбки широкой,

А вот для чего нам

Румяные щеки.

Индивидуальная коррекционно — развивающая программа для дошкольника с ДЦП

Упражнение «Веселые лица»

Ребенку предлагается дорисовать нос и волосы там, где их не достает.

Упражнение «Собери Буратино»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.

Этап 2. Показать, где у него живот, ноги, руки и др.

Упражнение «Катание на мяче»

Ребенку предлагается лечь животом на большой шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.

Упражнение «Пяточка и носочек»

Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).

Вот носок, а это пятка (встать на носочки).

Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),

Как на пятках устоять (встать на пятки)?

Физкультминутка «Левая и правая»

Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –

И правая, и левая!

И могут ласковыми быть (погладить по голове) –

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –

И с правою, и с левою!

Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –

И правая, и левая!

Рефлексия

Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.

Прощание

Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)

И немножечко устали, (вытираем лоб)

Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)

Нам домой пора идти. (помахать рукой)

Вариант 2.

Ход занятия

Приветствие

Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)

Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)

Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками»)

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

И «здравствуйте!» — сказали (поздороваться)

Основная часть

Упражнение «Это я»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать части лица на схематичное изображение лица (добавить глаза, нос, губы, щеки).

Этап 2. Ребенку предлагается показать части своего лица, а далее выполнить упражнение по подражанию.

Глазами мы видим,

Ушами мы слышим,

А носом курносым

Мы нюхаем, дышим.

Нам губы даны

Для улыбки широкой,

А вот для чего нам

Румяные щеки.

А знакомы вам слова:

Плечи, шея, голова?

Плечи – это не пустяк,

Я на них ношу рюкзак.

Головою вертит шея

И тем лучше, чем длиннее.

В голове же у меня

Много мыслей: про коня,

Про собаку и про школу,

Мыслей грустных и веселых.

Упражнение «Веселые лица»

Ребенку предлагается дорисовать вторую часть картинки человека.

Упражнение «Собери Буратино»

Этап 1. Ребенку предлагается собрать фигуру Буратино на магнитной доске из частей игрушки.

Этап 2. Назвать части тела игрушки.

Упражнение «Катание на мяче»

Ребенку предлагается лечь животом на большой шар, лечь на бок на шар. Педагог в этот момент покачивает ребенка.

Упражнение «Путаница»

Ребенку предлагается найти ошибки, допущенные художником.

Упражнение «Пяточка и носочек»

Все рассмотрим по порядку (похлопать в ладоши).

Вот носок, а это пятка (встать на носочки).

Раз, два, три, четыре, пять (маршировать на месте, высоко поднимая колени),

Как на пятках устоять (встать на пятки)?

Физкультминутка «Левая и правая»

Смотрите-ка, вот две руки (показать по очереди правую и левую руки):

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить (похлопать в ладоши) –

И правая, и левая!

Они мне могут нос зажать (зажать нос по очереди правой и левой руками) – И правая, и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть (прикрыть рот рукой) –

И правая, и левая!

И могут ласковыми быть (погладить по голове) –

И правая, и левая!

С руками я всегда дружу (изобразить рукопожатие своих рук) –

И с правою, и с левою!

Обнимут вас, ко мне прижмут (обхватить себя руками) –

И правая, и левая!

Рефлексия

Педагог предлагает ребенку вспомнить, какие части лица и тела у него есть.

Прощание

Мы сегодня поиграли, (руки в стороны)

И немножечко устали, (вытираем лоб)

Посмотрели на часы, (посмотреть на левую руку)

Нам домой пора идти.

(помахать рукой)

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *