Упражнения для ритмической гимнастики

Муниципальное дошкольное казенное общеобразовательное учреждение

» Детский сад «Солнышко»

«Ритмическая утренняя гимнастика в старшей группе

в детском саду»

Подготовила:

Воспитатель: Часовских М. И.

д. Амосовка

2015 г.

Введение

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стишками. На мой взгляд, ребенку приятно услышать песенку про зарядку из мультфильма «Зарядка для хвоста».

Утренняя гимнастика способствует:

— устранению некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость

и т.д.);

— увеличению тонуса нервной системы ребенка;

— усилению работы всех органов и систем организма (сердечно-сосудистой,

дыхательной, систем желез внутренней секреции и других);

— оздоровлению организма в целом;

— развитию физических качеств и способностей детей;

— закреплению двигательных навыков.

Благодаря утренней гимнастике вы плавно одновременно быстро повысите умственную и физическую работоспособность, улучшите настроение и подготовите организм к нагрузке предстоящего дня ребенка.

Задачи утренней гимнастики

  1. «Разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад;
  2. Стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
  3. Вырабатывать у детей привычку и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.
  4. Обеспечение организованного начала дня в детском саду, переключение внимания воспитанников на совместные формы деятельности.
  5. Вызвать положительные эмоции и радостные ощущения

Одним из видов гимнастики является ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика («Р.Г.») — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Р.Г. представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

Р.Г. предоставляет возможность широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на ребенка.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся

Воздействие Р.Г. на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.

Вступление

Выход в зал под марш колонной ( в сопровождении музыкального руководителя) . Дети становятся в круг.

(о. с. пятки вместе, носки врозь; руки по швам, спина прямая)

Приветствие

Доброе утро!

Улыбнись скорее

(Дети поворачиваются головой друг к другу, приветствуя ,улыбаясь и разводя руки)

И сегодня весь день

Будет веселее!

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее!

(Проговаривают и растирают ладошки)

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

(Проговаривают и хлопают в ладоши)

Ритмическая гимнастика «Солнышко лучистое»

Эй, Лежебоки, ну-ка вставайте!

(И. п. ноги уже ширины плеч, ходьба на месте)

на зарядку выбегайте,

хорошенько потянулись,

(И. п.Ноги на ширине плеч, потягивание( руки тянем вверх, становимся на носочки, глубоко вдыхаем носом; выдыхаем ртом, опуская руки и наклоняясь вперед)

Наконец-то вы проснулись.
Начинаем!

-Все готовы?

(Спрашивает воспитатель ,разводя руками; ходьба на месте продолжается)

Отвечаем:

-Все готовы!

(Дети разводят руками и отвечают; ходьба на месте продолжается)

Начинаем

-Все здоровы?!

-Я не слышу!

(Спрашивает воспитатель, разводя руки)

-Все здоровы!

(Отвечают дети и разводят руки; ходьба на месте продолжается)
Становитесь по порядку, на веселую зарядку.
Приготовились, начнем и все вместе подпоём.

Припев
Солнышко лучистое любит скакать,

(о. с. ноги вместе, руки на поясе, прыжки на двух ногах)
С облачка на облачко перелетать!

(о.с. ноги вместе, руки на поясе; «Ножницы» ногами: прыжок- правая нога вперед, левая назад; прыжок – левая нога вперед, правая назад; чередование прыжков)

Раз, два ,три ,четыре, раз, два, три, четыре
Раз, два, три, четыре, пять.

(И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-отводим правую руку в сторону, левая на поясе; 2 –отводим правую руку в сторону, левая на поясе;3-Отводим правую руку в сторону, левая на поясе; 4- отводим левую руку в сторону, правая рука на поясе; 5 –отводим правую руку в сторону, левая на поясе)

Еще раз! Раз, два, три, четыре ,раз, два ,три, четыре,
Раз, два, три, четыре, пять!

(И. п.ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-отводим правую руку в сторону, левая на поясе; 2 –отводим правую руку в сторону, левая на поясе;3-Отводим правую руку в сторону, левая на поясе; 4- отводим левую руку в сторону, правая рука на поясе; 5 –отводим правую руку в сторону, левая на поясе)

Все разрабатываем руки!

Нету места больше скуки!

(И. п.ноги на ширине плеч, вращение прямыми руками вперед)
Все разрабатываем плечи чтоб походу было легче!

(И. п. ноги на ширине плеч, ставим кисти рук к плечам, вращение плечами)
Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в дороге.

(И. п. ноги шире ширины плеч, руки на поясе; поочередное сгибание колен начиная с правого, не отрывая ступней ног от пола )
Все разрабатываем шею, что бы пелось веселее.

(И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередное кивание головой в правую и левую сторону)

Припев

Солнышко лучистое любит скакать,

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки на двух ногах)

с облачка на облачко перелетать

(И. п. ноги вместе, руки по швам. Прыжки :ноги врозь- хлопок над головой; ноги вместе, руки по швам)

Все вместе!

Раз ,два, три, четыре ,раз ,два ,три ,четыре, раз, два, три, четыре ,пять!

(И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-руки в стороны; 2-руки вверх;

3- руки в стороны; 4- руки на пояс; 5- руки в стороны)
Еще раз!
Раз ,два, три, четыре ,раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре, пять!

(И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-руки в стороны; 2-руки вверх;

3- руки в стороны; 4- руки на пояс; 5- руки в стороны)

Так, приготовились ,сей момент, очень важный элемент

Надо пополам согнуться и руками земли коснуться!

(И. п. ноги шире ширины плеч, руки по швам; наклоняемся, дотрагиваемся руками пола, выпрямляемся)
ну-ка, ноги не сгибать! Раз, два ,три ,четыре, пять!

(И. п. ноги шире ширины плеч, руки по швам;1 -наклонились, коснулись пальцами пола; 2 –выпрямились, вернулись в исходное положение)
Молодцы! все постарались, разогнулись, отдышались.

Припев
Солнышко лучистое любит скакать,

(И.

Ритмическая гимнастика для детей старшей группы «Спорт»

п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки на двух ногах)
С облачка на облачко перелетать! вот так вот

(И. п. ноги вместе, руки на поясе; «Ножницы» ногами: прыжок- правая нога вперед, левая назад; прыжок – левая нога вперед, правая назад; чередование прыжков)

Раз, два ,три ,четыре, раз, два, три ,четыре

Раз, два, три, четыре, пять.

(И. п. ноги на ширине плеч, руки по швам; 1-2-поднимаем руки через стороны вверх, шевеля пальчиками, показывая «Солнышко»; 3-4-шевеля пальчиками, опускаем руки)
Не халтурить! Раз, два, три, четыре, раз ,два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре, пять!

(И. п. ноги на ширине плеч, руки по швам; 1-2-поднимаем руки через стороны вверх, шевеля пальчиками, показывая «Солнышко»; 3-4-шевеля пальчиками, опускаем руки)

Прыгают ,скачут все на свете, даже зайцы и медведи.

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки на двух ногах)
А жирафы и слоны скачут прямо до луны.

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки вокруг себя)
Кошки, белки ,утки, свинки, все на утренней разминке
Всем прибавилось настроенья от такого пробужденья.

(И. п. ноги шире ширины плеч, руки разведены немного в стороны. Прыжки, двигая тазом вправо-влево по очереди)

Припев

Солнышко лучистое, любит скакать,

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки на двух ногах)
С облачка на облачко перелетать!

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки вокруг себя)
Раз, два ,три, четыре ,раз, два, три, четыре

Раз, два, три, четыре, пять!

(И. п. ноги на ширине плеч, руки прямые перед собой; «Ножницы» руками(изменяем быстро под музыку положение рук):

1-правая рука над левой;2- левая над правой; 3-правая рука над левой; 4- левая над правой;5-правая над левой)

Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре ,пять!

(И.

п. ноги на ширине плеч, руки прямые перед собой; «Ножницы» руками(изменяем быстро под музыку положение рук):

1-правая рука над левой;2- левая над правой; 3-правая рука над левой; 4- левая над правой;5-правая над левой)

С чувством полного удовлетворенья в заключенье упражнения,
Встали тихо на носочки, тянем руки что есть мочи!
Прям до неба дотянись выдыхаем, руки в низ!

(И. п. ноги на ширине плеч, руки по швам. Вдох- потягивание на носочках, руки вверх; выдох- наклон вперед, опуская руки вниз)

Поздравляем! Все в порядке, молодцы!

(показываем большими пальцами правой и левой рук «Класс»)

Конец зарядке!

(машем обеими руками » Пока»)

Припев

Солнышко лучистое, любит скакать,

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки на двух ногах)
С облачка на облачко перелетать! все вместе!

(И. п. ноги вместе, руки на поясе, прыжки вокруг себя)
Раз, два, три, четыре, раз, два три, четыре

(И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны; 1- хлопок над головой; 2-руки в стороны; 3- хлопок над головой; 4-руки в стороны; 5 –хлопок над головой)
Раз ,два, три, четыре, пять!
Еще раз! Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре, пять!

(И. п. ноги на ширине плеч, руки в стороны; 1- хлопок над головой; 2-руки в стороны; 3- хлопок над головой; 4-руки в стороны; 5 –хлопок над головой)

Релаксация под музыку «Пение птиц»

Воспитатель садится перед детьми.

Дети садятся на ковер. Ноги впереди, руки лежат на коленях, дети закрывают глаза, включается музыка.

Воспитатель:

-Дети, представьте что вы в лесу, где тихо и спокойно. Поют птицы, качаются от ветра зеленые деревья. Вы видите перед собой много разных цветов, и вам хорошо и спокойно.

Дети открывают глаза.

Упражнения для релаксации

  1. Вдох ( носом), выдох (ртом). Затем глубокий вдох, задержать дыхание на 4 секунды (про себя посчитать от 1 до 4). Вновь медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох. Повторить 5 раз.
  2. «Задуй свечу».Сделать глубокий вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Вытянув губы трубочкой медленно выдохнуть как бы дуя на свечу, при этом длительно произнести «у- у –у -у». Повторить 5 раз .
  3. «Стряхиваем воду с пальцев» И.п. –руки прямые перед собой. Сжимать и разжимать кулаки. Повторить 6 раз.
  4. «Делаем волны руками» И. п. руки развести в стороны. Плавное покачивание руками, затем «обнимание» себя, скрещивая руки на груди; затем снова покачивание руками. Повторить поочередно 4 раза.

Заключение ритмической гимнастики

Дети сидят на ковре и говорят, делая движения:

Затем встают и говорят:

-Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!

Дети поворачиваются по команде воспитателя «на право» и уходят под марш за воспитателем из зала.

Литература

1. Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб., 1997

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1999.

3. Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.,2004

4. Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.,1993

5.Палавандишвили М.Л.Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. – М., 1992.

6.Л. И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа .Конспекты занятий.-М. :МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010.-С 21, 45,76

7.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой. – М., 2005.

8.Радынова О. П., Катинене А.И., Палавандишвили М. Л.

Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1998.

9.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. /Под ред. Т.И.Ерофеевой.- М., 1997

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ

В сюжетно — образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.

Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы.

Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры.

Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность

Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие.

Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало.

МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧНЫЕ ИГРЫ

Музыкально — ритмичные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

ПОЙМАЙ РИТМ!

Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить (например, ). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.

Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши

Варианты игры: Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
Ритм можно сопровождать словами.

Например, «Да-вид Холл» или «Суп с лапшой».
Каждому учаcтнику поочередно можно предлагать стать ведущим.
Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись.
Можно использовать такие инструменты, как бубны.
Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо).
Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

ГДЕ Я БУДУ ИГРАТЬ?

Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через несколько минут ведущий делает музыку тише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая разные места, по которым они будут ударять бубном.

Комплекс ритмической гимнастики №1 для старшей группы

Это может быть спина другого участника, пол или стена комнаты, собственное колено и т.д.

Вариант игры: Участники могут сами предлагать разнообразные места для игры на бубнах.
Можно балансировать, стараясь удержать бубны на разных частях тела.
Участники могут объединяться в пары с одним общим бубном.

Важно: Спокойная, мелодичная музыка способствует тому, что участники не слишком энергично ударяют друг друга бубнами.

СОЗДАЙ СВОЙ ТАНЕЦ!

Один из участников исполняет соло, а остальные — зрители. Солист раскладывает на полу лоскуты так, как ему нравится, и выбирает музыку. После этого он танцует, импровизируя с лоскутами: прыгая по ним, как по кочкам, или кружась вокруг них. Когда танец завершен, солисту аплодируют, и он передает лоскуты следующему участнику.

Важно: Если дети — зрители утомляются, им можно предложить присоединиться к танцу, хлопая в ладоши.
Некоторые участники могут захотеть выбрать для своего танца определенные музыкальные фрагменты — очень быстрые или очень медленные

КАЧАЮЩИЕСЯ ОБРУЧИ

Участники, разделившись на пары, садятся на пол лицом друг к другу.
У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч
с противоположных сторон, начинают раскачиваться вперед-назад.

Когда музыка смолкает, движение прекращается.

Варианты: Темп музыки и раскачиваний можно изменять.
Раскачиваться участники могут не только вперед-назад, но и из стороны в сторону.

ТАНЕЦ ШЛЯПЫ

Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участникипередают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРУЧИ

Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, каждый находит себе обруч и встает в него.

Важно: Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит

музыка. Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого участника было время найти себе обруч до того, как музыка зазвучит вновь.

Варианты: Можно не раскладывать обручи по всей комнате, а расположить их в ее центре.
Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты.
Число обручей может равняться половине числа участников: в каждом обруче оказывается по два участника.
Если расположить обручи вплотную друг к другу, каждый участник сможет вставать в два разных обруча (или наступать на место их касания).
Можно использовать три обруча разных цветов подобрав к ним косынки (или лоскуты) соответствующих цветов. Танцуя, участники размахивают косынками, а когда музыка смолкает, каждый находит обруч по цвету своей косынки.

ПЕРЕВЕРНИСЬ И ПОЗДОРОВАЙСЯ!

Участники ложатся на коврики. Лежа на спине, образуют круг таким образом, чтобы их руки оказались в центре. Все вместе поют песню (см. ниже), и каждый участник перекатывается на бок (или ему помогают это сделать) и дотягивается до своего соседа, который тоже разворачивается в его сторону, и они приветствуют друг друга прикосновением. После этого каждый перекатывается на другой бок, чтобы «поздороваться» с еще одним соседом. Допев песню, участники меняются местами, и игра продолжается уже с новыми партнерами

Важно: В некоторых группах необходимо оговорить направление поворота для каждого участника до того, как начнется игра.
Возможно, ведущему придется замедлять или ускорять темп песни в зависимости от того, как скоро участники смогли поприветствовать друг друга.

ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
1. Упражнения на развитие голеностопного сустава

«Сказка про Муравьишку»

И.п.: Сидя на полу, ноги вместе, носочки натянуты.
Перебирая пальцами обеих рук продвигаться вперед по ногам, до самых носочков – «муравьишки бегут по дороге».
Делать упражнение в умеренном темпе, не допуская резких рывков вперед – мышцы растягиваются медленно. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не поднимались колени – муравьишка бежит по ровной дорожке, по горам ему ползти трудно. Обратно перебирать пальчиками уже быстрее – муравьишка торопится домой.
Муравьишка по тропинке
На себе несет травинки.
К домику не близок путь –
Помогите, кто-нибудь!

«Сказка про капризную ножку»

И.п.: Сидя на полу, ноги вместе, носки натянуты.
Рассказываем историю:
Детям предлагают представить, что к их носочкам привязаны невидимые ниточки, которые сейчас будут помогать тренировать упрямые ножки. Взять в руки воображаемые нити и отклоняя корпус тела чуть назад подтягивать к себе то правую, то левую руку – веревочка тянет стопу на себя (максимально сократить стопу). Возвращаясь в и.п. отпустить «веревочку» и натянуть носок ноги.
Выполняя упражнение, дети дают команды своей ноге: «Иди сюда, правая нога!», «Иди сюда, левая нога!», «Идите сюда, мои непослушные ножки!».
На вторую часть упражнения, возвращаясь в и.п. отвечают за свою ногу капризным тоном: «Не хочу!»

2. Упражнения на растяжку

«Сказка про принцессу»

И.п.: Сидя на ковре, ноги вместе, носки натянуты.

Принцесса по саду гуляла одна,

На слово «принцесса» левую ладонь с широко раскрытыми пальцами приставить к голове – показать корону. Далее перебирая пальчиками по ногам «дойти» до носочков.

Тюльпаны и розы срывала она.

Движение правой и левой рукой, имитирующее срывание цветка. Выполнить от носка с возвращением в исходное положение.

Дракон прилетел и принцессу схватил.

Показать соединенными ладонями крылья дракона. Дотянуться до носочков.

И в замок бедняжку к себе утащил.

Соединить ладони, выпрямиться поднимая руки над головой – показать крышу замка.

Два рыцаря храбрых надели перчатки,

Попеременно ударить кулаком одной руки о ладонь другой. Растопырив пальцы одной руки поглаживать ее ладонью другой, имитируя одевание перчаток.

Надели перчатки и взяли копье.

Сжать пальцы в кулаки выставив только указательные.

— Король, не волнуйся, все будет в порядке.

Ладонью левой руки показать «корону», жест «не волнуйся» показываем правой рукой выставляя указательный палец вверх.

Все будет в порядке: спасем мы ее!

Сжать пальцы в кулаки, большие выставлены.

Вот каждый собрался, вскочил на коня,

Развести ноги в стороны, руки опустить вдоль тела опираясь на пальцы.

Скакали три ночи, скакали три дня.

Постукивая пальцами об пол наклониться вперед – «кони скачут», так дотянуться до носочков.

Два рыцаря храбрых с драконом сражались,

Максимально далеко от себя ударить двумя кулаками об пол на слова «два рыцаря» и «сражались». Ударить об пол раскрытыми ладонями на слова «с драконом».

С драконом сражались, дракону — конец!

Повторить действие, ударяя попеременно кулаками и ладонями. На слово «конец» громко хлопнуть в ладони перед грудью.

От страха они никогда не дрожали.

Потрясти расслабленными кистями из стороны в сторону.

Принцессу вернули домой во дворец.

Показать левой ладонью «корону». На слово «вернули» ноги соединить вместе, носки натянуть. Показать дворец, сложив руки над головой лодочкой. Задержаться в этом положении.

«Сказка про муху, которая гуляла по потолку»

(музыка «По потолку гуляет муха»)

И.п.: Сидя на ковре, сложить ноги по-турецки.
Проигрыш:
Качаются из стороны в сторону, щелкая пальцами, то с правой стороны, то с левой.
1 куплет:
Показывают ножки мухи – носки натянуты, ноги согнуты в коленях, шагают сидя на месте. Ложатся, и продолжают шагать по воздуху руками и ногами. Следить за тем, чтобы ноги и руки максимально тянулись вверх.
Припев:
Садятся по-турецки, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к плечам.
Махи руками – изображаем крылья мухи, с поворотами корпуса
вправо – влево. Затем прямо и с выпадом вперед.
2 куплет:
Демонстрация крыльев – вытянув вперед руки, совершают плавные движение кистями вверх-вниз. Демонстрация ножек мухи – шаг, сидя на месте, носки натянуты. Ложатся и продолжают шагать руками и ногами
по воздуху.
Припев:
Движения повторяются.
Проигрыш:
Быстро перебирают руками и ногами и падают на спину, замерев –
муха упала.

3. Упражнения на развитие паховой выворотности.

«Южный кто-то там» (музыка «Южный кто-то там».

И.п.: Выполняется из положения сидя, ноги согнуты в коленях, стопы соединены подошвенной частью, колени вниз.
1 часть — Движения ногами вверх – вниз, руками придерживать стопы и подтягивать их ближе к себе.
2 часть – Показываем уши – руки согнуты в локтях, ладони за голову, попеременно отводить руки вперед – назад – «хлопать ушами».
3 часть – смотрим по сторонам – потянуться корпусом вправо, влево и вперед.
4 часть – Прогнуться вверх животом, идти на месте в этом положении приподнимая ноги и руки.
5 часть – повторяется 1 и 2.
Рассказываем историю:
Детям рассказывается про необыкновенного Кто-то Тама, с коротенькими ножками (движение согнутыми ногами) и большими ушами (дети показывают уши Кто-то Тама).
Кто-то Там гуляет по Африке и ищет друзей. Смотрит вправо – нет друга, смотрит влево – нет друга, смотрит вперед – и видит, что его встречает друг впереди!
«Друг, подожди я бегу к тебе!» — быстрое движение вверх-вниз согнутыми ногами.
И тут Кто-то Там понимает, что это не друг, а крокодил! «Не ешь меня, крокодил, я в тебя не помещусь!» — выполняют 4 часть упражнения.
Кто-то Там спасся от зубастой пасти крокодила, довольный гуляет по Африке и шевелит ушами! – 5 часть упражнения.

4. Упражнения на пресс в паре

«Сказка про упрямых козлов» (музыка «Упрямые козлы»)

И.п.: Дети делятся на пары и садятся напротив друг друга. Ноги согнуты в коленях, соединить ладошки с соседом.
На мосту два козла
Встретились рогами.
Толкающие движения ладонями, можно попеременно, можно двумя сразу.
И упали два козла
В речку вверх ногами.
Дети ложатся на спину, свободно машут ногами и руками в воздухе.
Проигрыш.
Дети лежат, опираясь на локти, стопы соединить подошвенной частью со стопами соседа. Совершать толкающие движения вперед-назад ногами.

Игровой стрейчинг «Сказка о Карандаше и Резинке»

Дети стоят в шахматном порядке. Мальчики подходят к девочкам, садятся в исходное положение (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах).

— Карандаши – это волшебные палочки, которые умеют творить чудеса. Но, волшебству тоже надо учиться. Представим, что наши ножки – карандаши.

1.Упражнение «Волшебные палочки». На укрепление брюшного пресса. Лёжа на спине, руки вдоль тела ладонями вниз, ноги на «раз, два, три, четыре» поднимаются наверх на 90 градусов и также опускаются, носки натянуты. Повторяется четыре раза.

— Карандаши делятся на мягкие и твёрдые. Изобразим их.

2.Упражнение «Мягкие и твёрдые карандаши». Напряжение и расслабление всех мышц. Лёжа на спине, руки вытянуть наверх вдоль ковра. На «раз, два, три, четыре» растянуть всё тело вдоль ковра, руки в одну сторону, ноги в другую, носки натянуты. На «раз, два, три, четыре» всё тело расслабить, руки вдоль тела. Повторить четыре раза.

— Карандаши бывают молодыми и старыми. Со временем они уменьшаются, становятся короче.

3.Упражнение «Молодые и старые карандаши». На укрепление мышц ног. Пластичность тела. Сидя на полу, ноги натянуты, носки на себя, спина прямая, руки поставить возле себя, на «раз, два» поднять правую ногу, на «три, четыре» опустить. Тоже самое с левой ноги. Повторить четыре раза.

— Если люди живут в доме, то и у карандаша есть свой домик – коробка.

4.Упражнение «Коробка с карандашами». На растяжку мышц ног и пластику тела. Сидя на полу, ноги натянуты, носки на себя, спина прямая, руки подняты наверх, на две восьмёрки наклониться вниз к ногам, дотянуться до носков и растягиваться. На последнюю четверть вернуться в исходное положение.

Мальчики и девочки сидят в исходном положении (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах).

— Итак, жил – был карандаш, который больше всего на свете любил рисовать. А по соседству жила Резинка белая, чистая и очень аккуратная. Её страстью было наводить чистоту.

Мальчики остаются в исходном положении (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах). Девочки группируются в «комочек».

— Карандаш рисовал всё подряд. Заметит змейку, и вот она уже как живая.

5.Упражнение «Змея». На гибкость спины. На две восьмёрки лёжа на животе прогнуть спину назад. Руки прямые в локтях. Ноги вместе, прямые и натянуты.

— Резинка в мгновение ока стёрла рисунок

Девочка подкатывается к мальчику два раза.

— Увидит карандаш рыбку в пруду – и тут же нарисует.

6.Упражнение «Рыбка». На гибкость спины. На две восьмёрки лёжа на животе прогнуть спину назад. Руки прямые в локтях. Ноги согнуть в коленях. Дотянуться до головы.

— Резинка тут как тут .

Девочка подкатывается к мальчику два раза.

— А уж сколько раз карандаш рисовал кошку и не сосчитать.

7.Упражнение «Кошечка». На гибкость и пластику спины. Стоя на коленях, руки на ковре, на «раз, два» округлить спину, на «три, четыре» прогнуть спину. Повторить четыре раза.

— Резинка стирает и этот рисунок.

Девочка подкатывается к мальчику два раза.

— Увидев приближающуюся Резинку, Карандаш от страха нарисовал слону два хобота.

8.Упражнение «Слон». На растяжку отдельных групп мышц. Стоя на ногах, корпус опущен вниз, две руки подняты наверх, ладони натянуты и направлены друг на друга.

Девочка подкатывается к мальчику два раза.

— Наконец – то Резинка стёрла то, что нужно, один лишний хобот».

Мальчики соединяют руки.

Дети садятся в исходное положение (сидя на полу ноги поджаты, спина прямая, руки лежат на ногах) лицом друг к другу.

Мальчики смотрят на девочек и говорят: «Ведь ты можешь стирать только что, нарисовано неправильно».

Девочки смотрят на мальчиков. «Я согласна» — заявила Резинка.

— С тех пор они не разлучаются (руки детей соединяются). Пусть и ваши карандаши и резинки живут дружно (руки детей поднимаются наверх). А вы рисуйте и фантазируйте ( дети встают на ноги).

— А теперь из сказки, мы переместимся обратно на наш волшебный поезд. Спешите, спешите в другой город.

Все обучающиеся вместе с педагогом едут на месте, изображая поезд.

ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА «КВА-КВА-КВА»

(слова В. Михайлова, в исполнении Большого детского хора им. В. Попова).

1 куплет:

Зеленый презеленый крокодил

(И. п. — стоя, ноги по шестой позиции. Наклон вниз с опорой на прямые руки, ладони касаются пола возле стоп. Идти вперед, перебирая по полу ладошками, стопы на месте. Прогнуться в пояснице).

Сегодня нас лягушек проглотил.

(Пройти на руках назад и сесть на корточки, максимально разводя колени в стороны.

Руки согнуты у груди «по-лягушачьи»).

Сидим внутри и пьем сырую воду,

(Пружинящие движения, сидя на корточках, с поворотом корпусавправо-влево.)

И выбраться мечтаем на свободу. («Карабкающиеся» перебирания руками перед грудью.)

Сидим внутри и пьем сырую воду, (Повторить «пружинку»).

И выбраться мечтаем на свободу.

(Сложить ладони перед грудью «в мольбе». Прыжком перейти в положение стоя, руки и ноги широко расставлены).

Припев:

Ква-ква-ква!

(Руки согнуты в локтях «по-лягушачьи». Шаг в сторону правой – подъем колена левой, правая пружинит. Шаг в сторону левой – подъем колена правой, левая пружинит).

Считали целый день между собой.

(Поочередное вытягивание рук вверх, пальцы остаются широко раскрытыми).

Ква-ква-ква! (Повторить шаги).

И двинулись дорогой не простой.(Поворот вправо, ритмичные шаги на месте.Вернуться в и.п.).

Ква-ква-ква! (Прыжки на месте с высоким подниманием колен).

Сквозь зубы прошмыгнули крокодильи. (Извивающиеся движения руки влево — вправо перед грудью).

Ква-ква-ква! (Прыжки на месте).

И в зелени болотной тихо скрылись. (Присесть на корточки и сгруппироваться).

2 куплет:

От голода проснулся крокодил,

(Встать, потягиваясь и зевая).

Пустое брюхо щупал и вопил.

(И. п. – стоя, с легким прогибов назад в пояснице. «Пощипывающие» движения пальцами по животу).

Над ним смеялись звери и зверушки:

(Прыжки на месте с высоким подниманием колен, руки выполняют движение «ножницы» двигаясь вверх-вниз).

«Куда же делись хитрые лягушки?»

(Наклон вниз, посмотреть назад через широко расставленные ноги. Подняться, развести удивленно руки в стороны).

Над ним смеялись звери и зверушки:

«Куда же делись хитрые лягушки?»

(Движения повторяются).

Припев:

Движения повторяются.

Проигрыш:

(Сидя на полу, широко расставить ноги, вытянуть вместе. Согнуть ноги в коленях, выпрямить. Повторить несколько раз).

Повторение 1 куплета и припева.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «КОЗА — РОГАТАЯ»

Цель: Развивать сенсомоторную координацию, бороться с чувством страха от прикосновений и неожиданных звуков; развивать координацию, быстроту реакции.
Идет коза-рогатая за малыми ребятами.
Кто каши не есть? Кто молока не пьет?
Забодаю! Забодаю! Забодаю!
Каждый ребенок берет в руки платочек, держась за уголок правой рукой, левая рука на поясе.
На проигрыш дети движутся по залу выполняя подскоки, платком помахивая над головой. На слова потешки необходимо быстро положить платок перед собой на пол в раскрытом виде, встать перед ним прямо, руки на поясе и закрыть глаза. Педагог обходит детей, громко топает ногами, дотрагивается до спины, плеч. Детям важно сохранять осанку, голову держать прямо и не открывать глаз.
музыка — Коза — рогатая

Упражнение «ПЕСЕНКА ПРО ДЛИННЫЕ УСЫ»

(на стихи Елены Липатовой).

Цель: формировать мышечное чувство осанки, развивать двигательное творчество, воображение, мелкую мускулатуру лица.
Дети берут себе по коктельной трубочке. Зажимают ее губами, делая «усы» и важно ходят по залу пока звучит песенка. Вид ходьбы можно менять, то идти важно маршируя. То на носочках.
музыка — Песенка про длинные усы

Подвижная игра с логоритмикой «ЕРЕМА И КЛУБОЧКИ»

Цель: развивать координацию, мелкую и крупную моторику рук; воспитывать культуру общения со сверстниками в решении совместной задачи.
Дети стоят по одну сторону зала. Согласованно текста показывают движения руками.

Ерема, Ерема, сидел бы ты дома,

Строгал бы ты стружки

Ребячьи игрушки.

Ладонями проводят по боковым сторонам бедер.

Твоя сестра пряха, по ниточке пряла,

Растирают пальцами правой руки каждый палец левой.

Моточки мотала –

Крутят кулачками.

В коробочку клала!

Педагог из корзины высыпает по всему залу маленькие мячи. Дети под музыку начинают их собирать.

музыка — Ерема и клубочки

Игра «ПОРТНОЙ»

Цель:Совершенствовать движения, развивать творчество, фантазию; разучить танцевальное движение ногами «ковырялочка»; развивать мышцы шеи, спины; проведение самомассажа в области бедер.

Дети стоят по кругу.

1 куплет:

«Портной поймал кота» — выпад правой ногой вперед, реки вытянуты вперед, сделать хватательное движение; вернуться в исходное положение.

«Портной поймал кота» — то же самое;

«Поймал отличного кота, сам поймал кота»- кружение вокруг себя, «виляя хвостиком»;

«Портной поймал кота» — выпад вперед…

2 куплет:

«Он сшил коту костюм….» — похлопывающие движение ладонями вперед-назад по бедрам, постепенно наклоняясь и выпрямляясь.

3 куплет:

«Учил кота плясать…» — «ковырялочка» правой ногой, три шага на месте;

повторить «ковырялочку» другой ногой;

«Портной учил кота плясать, сам учил плясать»- поворот вокруг себя, руки разведя в стороны;

«Учил кота плясать» — на каждое слово хлопок в ладоши.

4 куплет:

«Портной продал кота» — повернуться к соседу справа и пожать ему руку;

«Портной продал кота» — повернуться к соседу слева и пожать ему руку;

«Продал ученого кота» — показать «Класс!» выставив правую руку вперед;

«Дорого продал…» — перебирать пальцами обеих рук, как будто считая монеты.

5 куплет:

«Портной купил осла…» — дети идут к центру круга, руки согнуты у груди, высоко поднимая колени; шеей совершая движения вперед-назад;

«Купил отличного осла…» — идут обратно, двигаясь также.

Останавливаются и произносят звук ослиного: «Иа!»

музыка — Портной

Речевая игра «ПОЧЕМУ»

(Стихи А.Костецкого)

Цель: развивать творчество, фантазию, воздействовать на биологически активные точки, методом надавливания и самомассажа ушных раковин.

Вот пальцы, почему их (Пальцы перед грудью сжимать-разжимать).

Не 3, не 7 , а 5.

И почему я вечером (Крутим кулачками перед глазами).

Ложиться должен спать.

И почему не к верху, (Руки поднять вверх, пальцы растопырены).

А вниз растут все корни. (Наклон, руки вниз, пальцы растопырены).

И белочка не белая, (Прыжок вправо- покрутили хвостиком).

А черногус не черный. (Взмах руками-крыльями, сложили за спиной).

А почему скажите, (Стучим зубками).

Вдруг выпадает зуб.

А почему так медленно (Плечи – упали, руки расслабленные — болтаются).

В тарелке стынет суп.

И почему быть вместе (Поворот к соседу справа-слева).

Нельзя зиме и лету.

А у слона есть хобот, (Руками показываем хобот).

А у меня вот нету!

А папа мой и дедушка (Руками оттягиваем уши в стороны и качаем

Так на меня похожи. головой)

Ну почему не знаете, (Пожимаем плечами, разводя руки в стороны).

И я не знаю тоже.

Белый аист (Ciconiaciconia) — самый известный из представителей аистов. Это белая птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. Когда крылья у аиста сложены, создаётся впечатление, что вся задняя часть тела аиста чёрная. Отсюда его украинское название — черногуз.

музыка — Почему?

Речевая игра «ШКАТУЛКА»

Цель: Развивать двигательные умения, грациозность движений, двигательное творчество.

Дети вместе с педагогом слушают стихотворение и сопровождают речь движениями.

Шкатулка – это штукалка Дети прижимают ладошки друг к другу и

Для всяких разных штук. поворачивают руки так, чтобы сверху была то одна рука, то другая.

Она побольше коробка, Разводят руки в стороны.

Но меньше, чем сундук. Прижимают ладони друг к другу.

Шкатулка – это штукалка Ударяют кулачками один о другой.

Для всяких разных штук,

И если потрясти ее, Поднимают кулачки вверх и трясут ими.

Услышишь: тук-тук-тук. Стучат кулачками по коленкам.

А вдруг волшебный замок там Прижимают ладони одна к другой,

пальчики смотрят вверх.

И танцы при свечах? Вращают кистями рук («фонарики»)

И кавалеры с дамами Ставят руки на пояс и стучат каблуками

Подметками стучат? Не отрывая носков ног от пола.

А.Усачев

музыка — Шкатулка

Подвижная игра «АХИ — СТРАХИ»

для детей

старшего дошкольного возраста.

(Авт. аранжировка О.Мячикова)

музыка — игра Ахи-Страхи

Дети изображают маленьких приведений. Под веселую музыку они бегают, танцуют, веселятся.

Как только музыка сменяется на тревожную, все замирают.

Появляется чудище! Эту роль исполняет один из детей, либо педагог взяв в руки большого игрушечного змея (или одев шапочку-маску). «Чудище» ищет того, кто пошевелится, сдвинется с места. Если такие ребята есть, они уходят в укрытие «чудища», как пойманные. Вновь начинает звучать веселая мелодия, игра повторяется сначала.

Подвижная игра «КОМАРЫ И МЕДВЕДЬ»

с включением

элементов самомассажа

биологически активных зон кожи.

музыка — игра «Комары и медведь»

Дети мимикой и жестами разыгрывают сюжет истории комаров и медведя. Под веселую музыку бегают врассыпную по залу, «машут крылышками». В процессе игры дети обучаются легко бегать врассыпную, ориентируясь в пространстве, не натыкаясь друг на друга.

Чтобы восстановить дыхание после бега проводится вторая часть игры —

упражнение «Дарики — комарики»

Дарики, дарики, вились комарики! (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)
Вились, вились, в носик вцепились! (Указательными пальцами растирать
крылья носа.)
Вились, вились, в лобик вцепились! (Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его
движениями в стороны – вместе.)
Вились, вились, в ушки вцепились! (Раздвинуть указательный и средний пальцы
и растирать ушную зону.)
Давайте их прогоним: «Кыш-кыш-кыш!» (Потирать ладошки друг о друга.)

Хороводная игра «ПОДАРКИ»

(Авт. аранжировка О.Мячикова)

музыка — хороводная игра — Подарки
В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, под слова:
Как на ярмарку идет
Развеселый народ.
Ты, купец, не зевай
И товары выбирай!
Принесли мы вам подарки
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет —
Кто захочет, тот возьмет!
Далее дети показывают движения, соответственно рассказу о разных подарках. «Купец» смотрит и оценивает. В проигрышах перестраиваются в хоровод по кругу.
Кукла.

Комплекс ритмической гимнастики старшая группа

Комплекс ритмической гимнастики.

Общая длительность всех упражнений 10 минут.

Старшая группа.

Автор комплекса: инструктор по физической культуре О.П. Харина

Цель: формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с музыкой.

Задача:

— воспитывать у детей потребность в двигательной активности;

— учить детей управлять своим дыханием;

— развивать координацию движений.

1 часть.

1. 1 – 4 – ходьба на носках, руки вверх.

2. 1 – 4 – ходьба на пятках, руки в стороны.

3. повтор 1 упр.

4. повтор 2 упр.

5. повтор 1 упр.

6. 1 – 4 – ходьба на полусогнутых коленях, руки на поясе

7. повтор 1 упр.

8. повтор 6 упр.

9. 1 – 2 приставной шаг, руки на поясе 8 раз.

10. 1 – 2 то – же другим боком.

11. 1 – 4 бег носки вперёд, руки на поясе.

12. 1 – 4 бег носки назад, руки на поясе.

13. повтор 11 упр.

14. повтор 12 упр.

15. 1 – 8 – 8 шагов на месте с энергичной работай рук.

2 часть.

1. 1 – 2 – поднять руки вверх, ноги на ширине плеч (вдох)

3 – 4 – полусогнуты в коленях, руки через стороны опустить вниз (выдох).

2. повтор 1 упр.

3. 1 – ноги согнуть с хлопком по коленям

2 – выпрямиться в стойке ноги врозь, перенести тело в лево руками

выполнить хлопок, правым носком ударить о пол.

2. – то – же в другую сторону 3 раза.

5. 1 – 2 – в присед согнуть через стороны руки к плечам.

3 – 4 – выпрямляясь, разгибаем руки в стороны, ноги работают, как и упр.3.

6. 1 – 2 – правая рука вверх, наклон туловища влево.

3 – 4 – сгибая колени, меняя положение в другую сторону.

7. 1 – 2 – с повтором влево, правую руку согнуть

3 – 4 – то – же в другую сторону.

8. 1 – 2 – приставной шаг влево, рука вверх

3 – 4 – шаг вправо.

9. 1 – 2 – присед левая рука вверх

3 – 4 – выпрямляясь, рука вниз

5 – 6 – присед правая рука вверх

7 – 8 – выпрямляясь, рука вниз

10. 1 – 2 – присед левая рука в правую сторону перед грудью.

3 – 4 – выпрямляясь, рука вниз

5 – 6 – присед правая рука в левую сторону

7 – 8 – выпрямляясь, рука вниз

11. повтор 9 упр.

12. повтор 10 упр.

13. 1 – 2 – шаги врозь, наклон туловища.

3 – 4 – вместе.

14. 1 – 2 – правую ногу вперёд на пятку, руки согнуть вперёд.

3 – 4 – ногу приставить, руки выпрямить впереди.

5 – 6 левую ногу вперёд на пятку, руки согнуть вперёд.

7 – 8 – ногу приставить, руки выпрямить впереди.

15. 1 – 2 – руки вверх, прогнуться в спине ногу назад.

3 – 4 – руки опустить вниз, ногу приставить в полуприсяд вместе.

5 – 8 – то – же другой ногой.

16. меняя поочерёдно сгибая ногу в колене на носок.

17. поочерёдно руки на поясе, к плечам вверх 2 хлопка, то – же вниз.

3 часть.

1. 1 – 2 – в упоре на руках и коленях, прогнуть спину голову вверх.

3 – 4 – округлить спину, голову вниз.

2. «Лисичка».

3. 1 – 4 – поочерёдно мах прямой ногой назад.

4. 1 – 2 – стоя на коленях, руки вправо.

5 – 6 – то – же в другую сторону.

5. «Велосипед».

Ирина Федянина
Комплекс ритмической гимнастики для детей средней группы

Цель. Доставить детям радость от выполнения физических упражнений под музыку.

Задачи.

1. Повторить изученный материал по танцевально-ритмической гимнастике, стимулировать самостоятельное выполнения детьми комплекса.

2. Формировать способность к двигательному переживанию, осознанному выполнению упражнений, творческому воображению.

3. Развивать двигательные способности: силу, быстроту, гибкость, выносливость, координацию.

Спортивный инвентарь и оборудование: маты, магнитофон, фонограмма.

Продолжительность комплекса 17мин 12с

1. Вводная часть 4 мин 12с

Песня «В каждом маленьком ребёнке»01:19

Ходьба в колонне по одному

Бег в колонне по одному

Песня «Деревянные лошадки»02: 53

Ходьба с высоким подниманием колен, руки за спину. Прямой галоп, руки держа перед собой «вожжи». Ходьба и галоп повторяются.

2. Основная часть 9 мин 30 с

Общеразвивающие упражнения

Песня «Солнышко лучистое»03:47

Построение в круг.

1. Ходьба на месте.

На припев: руки вверх, качая из стороны в сторону.

Руки перед грудью, ладонями вверх, поочередное опускание и поднимание ладоней.

Держась за руки, сходятся в круг и расходятся из круга

2. И. п. руки к плечам, кисти сжаты в кулаки. Выпрямление рук в стороны и вернуться в и. п.

3. И. п. — основная стойка, руки внизу. Попеременное поднимание плеч.

4. И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседание.

5. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Наклоны головы вправо – влево.

Движения припева повторить.

6. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Конспект утренней гимнастики в форме ритмической гимнастики (старший возраст).

Наклон вперед, коснуться руками пола, колени не сгибать, пружиня зафиксировать положение. Вернуться в и. п.

Движения припева повторяются.

7. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, прыжки ноги вместе, ноги врозь.

Движения припева повторяются.

8. И. п. — основная стойка, руки вниз. Вдох — носом, выдох ртом.

Поднять руки вверх – вдох, потянуться, подняться на носки, зафиксировать положение.

Вернуться в и. п. – выдох.

Движения припева повторяются.

Упражнения в партере

Песня «Розовой слон»02:53

Построение в три звена. Дети готовят маты.

1. И. п. — сидя, ноги вместе. Ходьба на ягодицах вперед, назад, работая руками, согнутыми в локтях.

2. И. п. — сидя, ноги вместе, упор руками за спиной. Поднять правую ногу, опустить, поднять левую ногу, вернуться в и. п.

3. И. п. — тоже, согнуть ноги в коленях, подтянуть к себе, обхватив руками, вернуться в и. п.

4. И. п. — сидя, группировка – обхватив колени руками, перекат на спину, вернуться в и. п.

5. И. п. — стоя на четвереньках, поднять согнутую в колени ногу в сторону, вернуться в и. п. тоже другой ногой.

6. И. п. — тоже, раскачиваясь из стороны в сторону на руках, мах головой «слон машет хоботом»

7. И. п. — упор присев, выпрямить ноги, вернуться в и. п.

8. И. п. — лежа на животе, руки под подбородком, сгибание и разгибание поочередно ног.

9. И. п. сидя на пятках, руки на животе, встать на колени, отвести руку в сторону, вернуться в и. п., тоже другой рукой.

10. И. п. — стоя на коленях, руки перед собой, сесть на бедро справа от ног, встать на колени, не касаясь руками пола, руки вверх, тоже сесть слева.

11. И. п. – основная стойка, руки вверх – вход, вниз – выдох.

Песня «Барбарики» 02:54

Построение врассыпную

1-й куплет

1. И. п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поворот вправо, руки слегка развести в стороны, пожать плечами, тоже в левую сторону.

2. И. п. — тоже, поворот вправо, левую руку приставить ко лбу «смотрят вдаль», тоже влево.

3. И. п. — тоже, правую ногу на пятку, наклон к правой ноге, вращения руками, тоже левую ногу, наклон к левой ноге.

Припев.

1. И. п. — основная стойка. Правую руку вперед, левую руку вперед, руки скрестить на груди, круговые вращения руками.

2. И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку.

3. Наклон вперед, ритмичные хлопки руками по коленям.

2-й куплет.

1. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колени, топнуть, тоже другой ногой.

2. И. п. — основная стойка, руки за голову, сведение и отведение локтей «слон шевелит ушами»

3. И. п. — стоя, чуть нагнувшись вперед, рукой дотронуться до носа, кивки головой, свободные движения руками «отгоняем осу», погрозить пальцем.

Движения припева повторяются.

3-й куплет

1. Наклон вперед, ритмичные хлопки руками по коленям, продвигаясь вперед и назад.

Движения припева повторяются

4-й куплет.

Построение в 3-4 круга, взявшись за руки, двигаются боковым галопом.

Движения припева повторяются

3. Заключительная часть 3 мин 30с

Песня «Барбарики. Новогодняя»03:38

Восстановление дыхания: дети повторяют плавные движения за инструктором. Игра «Ниточка-иголочка» — спокойная ходьба за инструктором «змейкой».

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье — упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком.

Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

Или так:

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *